Место посадки изменить нельзя

Место посадки изменить нельзя
Фото: https://sia.ru/
Вопрос строительства нового иркутского аэропорта снова подвис в воздухе. У властей Прибайкалья нет для этого ни денег, ни земли. А, может, и желания. Между тем, для города и области проблема, связанная с переносом главной воздушной гавани в другое место, – одна из самых актуальных.

Фактически, аэропорт «Иркутск» функционирует еще с 30-х годов прошлого века. За эти десятилетия город разросся и сейчас аэропорт находится в его черте в непосредственной близости от жилых массивов. Что, разумеется, ненормально и с точки зрения экологии, и с точки зрения безопасности. Достаточно вспомнить хотя бы трагедию 2006 года, когда при заходе на посадку в «Иркутске» авиалайнер выкатился за пределы ВПП и врезался в стоящие там гаражи. Погибли 125 человек из числа пассажиров и членов экипажа.

Потому перед регионом стоят две задачи: минимум – реконструкция здания действующего аэропорта и максимум – строительство нового на удалении от Иркутска. Решить эту проблему обещал прежний губернатор Сергей Левченко. На практике вопрос с «Иркутском» был предметом его постоянной критики. В 2017 году областное Заксобрание буквально разнесло региональное правительство за ситуацию с проектом. В списке претензий значились затянувшийся поиск частных инвесторов и отсутствие предпроектной документации. И, как следствие, невозможность претендовать на федеральное софинансирование.

Уточним, «Иркутск» с 2015 года полностью находится в собственности региона. До этого им владела федерация. Аэропорт был отдан субъекту РФ как раз с условием, что он найдет инвесторов, которые на условиях частно-государственного партнерства вложатся в его модернизацию. Непосредственная цель – увеличение пассажиропотока в аэропорту к 2020 году почти в два раза до 3 млн. человек (по итогам 2019 года, он, кстати, составлял 2,4 млн. пассажиров). На тот момент шла речь о том, что на проект требуется около 20 млрд. рублей. 4-5 млрд. – на реконструкцию действующего аэропорта. Остальное, соответственно, на перенос. Известно, что власти региона вели переговоры с компанией «Новапорт». Видимо, они зашли в тупик. И там случилась довольно странная ситуация, когда Управление ФАС по Иркутской области обвинило губернатора Левченко в желании кулуарно продать «Иркутск» этому холдингу. В итоге все окончилось ничем.

Реклама на веке

Летом 2019 года уже Счетная палата Иркутской области подтвердила: проект провален. Из-за бездействия правительства Прибайкалья «Иркутск» вообще не вошел в новую федеральную целевую программу развития региональных аэропортов. Далее вопрос перешел по наследству новому губернатору Игорю Кобзеву. В период предвыборной кампании он, разумеется, обещал сдвинуть дело с мертвой точки. Но после официального избрания энтузиазм главы региона явно угас. Ранее обсуждались две площадки для строительства нового аэропорта: в районе поселка Стеклянка и на Качугском тракте. На первый вариант наложили вето военные, поскольку это место попадает в зону их полетов, второй был забракован территориальной схемой РФ. И сейчас иные варианты даже не озвучиваются.

Кобзев заявил, что регион сконцентрировался на реконструкции действующего аэропорта. Более того, речь идет о возвращении части аэропортового комплекса в федеральную собственность. Расчет региона понятен: в этом случае деньги на ремонт будут выделены из государственного бюджета. А у Иркутской области в условиях сложного финансового положения 10 млрд. рублей на это просто нет. «Вопрос о переносе аэропорта не стоит. Стоит задача передачи его в концессию и включения в федеральную программу. Решение будет до конца этого года», - заявил Кобзев.

Словом, проблема окончательно перешла в разряд политических. И, как показывает практика, теперь может служить универсальным поводом для критики властей. Слабое лоббирование темы Кобзеву уже поставили на вид коммунисты. «Заявленная им стоимость ремонта взлетно-посадочной полосы – 10 млрд. рублей. В то время как еще год назад ремонт плюс реконструкция здания аэровокзала оценивалась в 7 млрд. рублей. Можно говорить о том, что схема финансирования полностью сломана. Передача полосы в федеральную собственность лишит аэропорт, а, значит и областной бюджет доходов. А это около 600 млн. рублей в год. Безусловно, заявление нового губернатора негативно оценено населением области. В первую очередь иркутянами и жителями близлежащих городов: Ангарска, Шелехова и Усолья-Сибирского», - заявили «Веку» в областном комитете Компартии.

Реклама на веке
Черная неделя России в еврокубках: одна ничья и три поражения LVMH согласилась приобрести Tiffany по менее высокой цене