В настоящее время иностранцы и так лишены возможности владеть землей напрямую. Новые же поправки расширяют и упорядочивают правила предоставления и использования сельхозземель юрлицами, в которых более 50% уставного капитала находится в собственности у граждан других государств, а также тем, чьи бенефициары - иностранцы.
Помимо сокращения объемом продажи земель иностранцам, в поправках ведомство предлагает сделать обязательным раскрытие бенефициаров при подаче документов в Росреестр на регистрацию сделок с землей. Также авторы считают целесообразным установить новый максимальный срок аренды для арендаторов-иностранцев, сократив его с текущих 49 лет до 10.
Кроме того, арендатор сможет пользоваться участком, площадь которого не превышает 5% от максимального размера земли, расположенной на территории одного муниципального района.
Для арендаторов также планируется установить новые требования. Какие именно, пока не уточняется. Зато известно, что арендодателей предлагается обязать проводить проверку земли не реже одного раза в год.
По словам авторов законопроекта, они хотят ужесточить текущее законодательство из-за заботы о земельном фонде. В ведомстве отмечают, что арендуемые земли используются варварским способом, особенно гражданами КНР, которые захламляют их отходами производства, применяют пестициды, не прошедшие в России госрегистрацию.
По данным Росреестра за июль, в собственности и аренде у иностранцев находятся 12 млн. гектаров российских сельскохозяйственных земель. Данные Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР), в свою очередь, свидетельствуют о том, что из 113 млн. га пашни порядка 2,7 млн. га находятся под контролем компаний, где бенефициарами являются иностранцы.
Эксперты в целом приветствуют инициативу Минсельхоза, отмечая, что китайцы и корейцы иногда действительно ведут хозяйство безответственно в отношении качества земель.
При этом они считают маловероятным успешное выполнение той части законопроекта, которая предполагает запрет на владение сельхозземлями для компаний, где бенефициарами являются иностранные граждане. По их словам, реализация данной инициативы осложняется тем, что сейчас иностранное владение не отслеживается дальше "материнского" уровня. Как отмечают эксперты, реальных владельцев земли выявить весьма проблематично. По их словам, в прошлом году на Дальнем Востоке граждане Китая владели землями через номинальных российских партнеров. Долю сельхозземель в этом регионе, занятых жителями Поднебесной, они оценивали в 20%.
Напомним, что в прошлом году привлечение в качестве владельца земельными участками китайской Zoje Resources Investment обернулось для властей Забайкальского края скандалом. После того как стало известно, что 150 тыс. га земли в Забайкалье сдается в аренду гражданам КНР, Общероссийский народный фронт (ОНФ) призвал провести публичные слушания по проекту передачи российских земель в аренду китайским компаниям, а фракция ЛДПР собиралась инициировать обращение Госдумы к председателю правительства с просьбой приостановить правовой процесс передачи земли в аренду. В результате губернатору края Константину Ильковскому пришлось заверить общественность, что власти будут жестко контролировать арендаторов.