В министерстве Максима Орешкина раскритиковали инициативу ведомства Антона Силуанова о введении в России маркировки продукции идентификационными знаками. Документ был разработан в соответствии с поручением зампреда правительства Игоря Шувалова. В законопроекте говорится, что все товары, выпущенные, перемещаемые и продаваемые на территории РФ, должны иметь национальную маркировку, которая позволит отследить весь цикл их оборота. Оговаривается, что обязательно маркировка должна присутствовать на изделиях, оборот которых без надлежащего контроля чреват нанесением значительно ущерба жизни и здоровью россиян либо может нанести ущерб окружающей природной среде, памяткам культуры и госбезопасности в целом.
В отзыве экономического ведомства говорится, что столь расплывчатая формулировка не позволяет определить, нужно ли маркировать то или иное конкретное изделие. Также непонятно, как будет действовать механизм добровольной маркировки для производителей, которые по собственной инициативе решат присоединиться к системе. В законопроекте говорится, что учредителями добровольных систем могут быть индивидуальные предприниматели и другие юрлица. В Минэкономразвития предупреждают, что подобный подход способен привести к появлению множества систем маркировки одного и того же вида продукции.
Еще одним спорным положением документа является пункт, в котором косвенно говорится, что принципы обязательной и добровольной маркировки должны действовать во всех странах Евразийского экономического союза. Между тем российское законодательство не имеет силы на территории других государств ЕЭАС, напомнили в Минэкономразвития.
Несмотря на многочисленные замечания, полученные также от министерств промышленности и торговли и здравоохранения, а также ряда федеральных служб, отказываться от инициативы в Минфине не намерены. Там планируют доработать документ и вновь передать на согласование в правительство.
Производители планы Минфина не поддерживают. В письме, завизированном руководством «Русбренда», Ассоциации торговых компаний и других объединений, говорится, что введение маркировки вынудит производителей товаров массового потребления понести дополнительные расходы, что существенно осложнит их выход на рентабельность.