МС-21 – среднемагистральный самолет нового поколения вместимостью от 163 до 211 пассажиров в зависимости от модификации. Лайнер создавался и рассчитан на самый массовый сегмент перевозок в качестве потенциального конкурента пассажирским самолетам А320, А321 и Boeing 737. Примечательно, что первый вылет МС-21 состоялся еще 28 мая 2017 года, а первую партию отечественных новейших лайнеров предполагалось поставить уже в 2018 году. Однако сроки запуска серийного производства по причине нарастающих санкций неоднократно переносились.
Дело в том, что наши зарубежные партнеры (то бишь, конкуренты) из Японии и США перестали поставлять России композитные материалы для инновационного крыла – главного отличия его от конкурентов Boeing и Airbus. Это крыло повышало экономичность самолета и увеличивало ширину салона.
Но, как говорится, не было бы счастья да несчастье помогло. Дело в том, что результатом санкций, введенных Западом для того, чтобы не допустить российскую машину на рынок, стало огромное количество интересных решений российских инженеров и конструкторов, которые были воплощены в МС-21. Летом 2021 года в России для этого самолета было запущено производство особого крыла, и уже в ноябре стало известно о том, что первый борт с крылом из отечественных композитов достроен, ожидает испытаний и будет передан заказчику.
Отметим, что при участии предприятий Росатома и ученых МГУ были разработаны отечественные материалы для силовых композитных конструкций. Что касается консоли крыла и центроплана самолета МС-21, то они производятся на предприятии «АэроКомпозит-Ульяновск». При производстве крыла применяется технология вакуумной инфузии, которая запатентована в России.
То обстоятельство, что в конструкции МС-21 использованы современные материалы, в том числе композиционные, привело к заметному снижению веса самолета, а передовая конструкция крыла обеспечила ему значительные преимущества в аэродинамике. Напомним, что создавался лайнер в корпорации «Иркут», а головным предприятием по этому проекту выступает Иркутский авиационный завод. Радует то, что корпорация уже имеет 175 твердых заказов от отечественных компаний на поставку МС-21.
Два главных американских конкурента МС-21 уже летают и их активно закупают российские и зарубежные компании. Однако МС-21 отличается от своих «собратьев» по региональным пассажирским перевозкам множеством параметров. Его кресла шире, пространство для ног больше, а в проходе могут разойтись два человека. К тому же он летает быстрее своих конкурентов: фюзеляж спроектирован таким образом, что аэродинамические особенности снижают сопротивление воздуха на 10%, что дает ощутимую прибавку к скорости и экономии топлива.
Как сообщил СМИ гендиректор корпорации «Иркут» Андрей Богинский, «лайнеры МС-21 будут поставляться в комфортабельной двухклассной компоновке: 16 кресел бизнес-класса, а также 153 кресла экономкласса. Самый широкий в своем классе лайнеров проход позволит пассажирам разминуться с тележкой обслуживания. Интерьер салона самолетов будет устанавливаться на Иркутском авиационном заводе».
По словам Богинского, самолеты будут оснащены уникальной системой кондиционирования с трехзонной регулировкой температуры с современными бактериологическими фильтрами.
Стоит сказать, что в настоящее время продолжаются летные испытания самолета МС-21-310 с новым российским двигателем ПД-14. На остальных же опытных машинах пока стоят двигатели PW-1400, однако, планируется, что заказчик сможет выбирать между двумя этими моторами.
«Увеличенные иллюминаторы обеспечат в салоне яркий естественный свет. Сочетание размера и расположения иллюминаторов создает условия для хорошего обзора пассажирам любого роста. Авиакомпания «Россия» заказала новую светодиодную систему освещения салона, которая позволит имитировать любое время суток», - заключил рассказ о преимуществах МС-21 над конкурентами Богинский.