18+
  1. МЭР «зажало» порт

МЭР «зажало» порт

МЭР «зажало» порт
Глава Минэкономразвития РФ Эльвира Набиуллина заявила, что госдолю в Новороссийском морском торговом порту (НМТП) необходимо продать частным инвесторам, ограничив при этом участие в приватизации группы «Сумма». По мнению аналитиков, препятствовать увеличению доли частного инвестора, по крайней мере, странно.

Как пишет газета «Ведомости», такое предложение глава МЭР высказала в письме премьер-министру России Владимиру Путину. В настоящее время государству принадлежит 25% акций НМТП, из которых 5% находится в собственности госкомпании РЖД. Набиуллина считает, что принадлежащие государству акции необходимо продавать одновременно, но разным частным инвесторам. При этом министр предлагает ограничить долю одной компании в капитале порта.

Организацию аукциона по продаже госпакета акций глава МЭР предлагает поручить «дочке» Morgan Stanley за комиссионные в 2% от суммы сделки. Позицию Минэкономразвития поддерживает и Росимущество, которое выступает за создание пула собственников порта, каждый из которых не будет иметь возможность монопольно распоряжаться предприятием.

Чуть ранее, 6 февраля, вице-премьер Игорь Сечин также в письме Путину высказал мнение, что продажа блокпакета Новороссийского морского торгового порта противоречит стратегическим интересам России. В письме Сечин предложил вместо приватизации продать 25% акций порта «Роснефти». Однако Минэкономразвития выступает против продажи актива госкомпании.

В письме Путину Набиуллина предлагает еще одно ограничение на участие в приватизации НМТП в виде схемы «минимизации» рисков «монополизации корпоративного контроля за деятельностью порта». Это значит, что на блокпакет НМТП не смогут претендовать ни «Транснефть», ни «Сумма», СП которых владеет 50,1% акций порта (эффективная доля каждого — 25%).

«Намерение не допустить к торгам «Транснефть» и группу «Сумма», как минимум, странно. Минэкономразвития делает упор на то, что при наличии мажоритария с 75,1% акций миноритариям будет сложно оказывать на него влияние. Правда, обратный вариант, акционеры попросту не смогут договориться, пытаясь «тянуть одеяло на себя», почему то не рассматривается, - недоумевает аналитик «Инвесткафе» Кирилл Маркин. - Более того, совместное предприятие «Транснефти» и «Суммы» уже неоднократно доказало, что ведется активная работа, нацеленная на расширение географии присутствия и улучшение инфраструктуры порта».

Причем, отмечает эксперт, нынешний мажоритарий обладает необходимым опытом и активами, чтобы претендовать на госпакет. «Впрочем, предложение Минэконома ограничить участие частных компаний в аукционе пока что не нашло поддержки, что определенно радует», - резюмирует Маркин.

«Тем более, что «Сумма», похоже, единственный реальный частный претендент на этот актив. Вряд ли кто-то захочет покупать даже 25% акций порта при условии, что контроль уже принадлежит СП, а выгодно разместить акции на рынке не удастся, предпосылок для роста акционерной стоимости порта нет», - заявил «Ведомостям» управляющий фондом «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. В пятницу порт стоил на LSE $1,82 млрд., в 2,7 раза дешевле, чем на IPO в 2007 году.

Отметим, компания «Новороссийский морской торговый порт» занимает первое место в России и третье в Европе по объемам грузооборота среди портовых операторов. За девять месяцев 2011 года (данные за год еще не опубликованы) выручка компании составила 782 миллиона долларов. Акции порта торгуются на ММВБ, а также на Лондонской бирже (LSE) в форме депозитарных расписок. Правительство планирует приватизировать блокпакет акций НМТП в 2012-2014 годах.

Последние новости