Фармкомпании не хотят отказаться от «серых» схем

Закон «Об основах охраны здоровья граждан» вступивший в силу 1 января этого года, практически перевернул системный подход к медицине в нашей стране с ног на голову. До последнего времени самым верным способом распространения новых препаратов была «финансовая мотивация» врачей и владельцев аптек.

Еще осенью 2009 Владимир Путин призывал  избавиться от «так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях». Путин назвал недопустимой ситуацию, когда «фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты, оплачивают семинары и конференции для врачей с выездом на теплые моря».

Теперь ст.70 нового закона прямо запрещает производителям лекарств и компаниям, действующим в их интересах, организовывать любые развлекательные, образовательные или научные мероприятия для врачей. Запрещает финансировать исследования, которые проводят медицинские работники, и даже приходить к ним с визитом в рабочее время. В свою очередь, врачи, не в праве  принимать от фармкомпаний подарки, деньги или приглашения на семинары. И главное, выписывая рецепт, медики обязаны сообщить пациенту о наличии на рынке недорогих препаратов. При этом знакомиться с новыми достижениями фарминдустрии закон не запрещает, однако, сделать это можно лишь на медицинских семинарах, в которых участвуют сразу несколько компаний-конкурентов.

Деятельность фармпредставителей является самым эффективным, по сути - единственным способом продвижения препаратов. По данным экспертов, «агенты продвижения» есть в каждой фармацевтической компании.  Казалось бы, фармкампании должны бы предпринимать какие-то шаги, менять политику и кадры. Однако, все они – даже иностранные – хорошо усвоили русскую поговорку про «закон, что дышло».

Реклама на веке

По крайней мере, это становиться понятным при изучении сайтов, форумов и сообществ, где общаются сами фармпредставители. Один из них – www.medpred.ru. Самая актуальная тема на нем - про запрет работы  в поликлиниках.  Только за последние несколько месяцев около двухсот страниц комментариев, прочтя которые становится очевидно – пока никто не собирается кардинально менять ситуацию и уж тем более следовать букве закона. Фармкомпании пока лишь приостановили организацию выездных семинаров и круглых столов, но продолжают оплачивать работу «в полях». Так, пользователь  «Yo», сотрудник одной из крупнейших фармкомпаний, пишет, что его руководство на недавней планерке совсем не призывало прекращать незаконное продвижение медпрепаратов, лишь поинтересовавшись – смогут ли представители работать в новых условиях. «Не стоит пока бежать впереди паровоза: все компании сидят ровно и смотрят друг на друга» - обрисовывает ситуацию пользователь Redactor. 

Борьба с фармппредставителями должна была существенно отразиться на фармацевтическом рынке, примерно на 30-40 процентов снизив обороты продаж. И, конечно, компании должны были учитывать вступление закона в силу при ежеквартальном планировании. По сути, теперь обоснованные подозрения в нечистоплотности вызывает любой фармпроизводитель, заработавший там, где должен был потерять.

Так, например, абсолютно неожиданный и немотивированный рост продаж показал за прошлый год кардиологический юнит (департамент) компании «Sanofi», крупнейшего в Европе фармпроизводителя. Как пишут СМИ, годовой прирост, вместо запланированных шести миллионов евро, достиг рекордной отметки в 22 миллиона. Так, эксперты и участники рынка связывают такие показатели с личностью новой главы кардиологического юнита российского представительства Sanofi, Елены Астаховой. 

Эта дама, по слухам, еще на прежнем месте – в компании КРКА - зарекомендовала себя жестким руководителем, использующим для достижения результата любые методы. Речь шла не только о манере кричать на подчиненных, и злоупотреблении ненормативной лексикой в деловом общении. Так совпало, но перед приходом Астаховой в Sanofi, словенская КРКА оказалась в эпицентре коррупционного скандала. Поводом стали все те же «грешки» фармпредставителей, явно поощрявшиеся компанией. Однако, карьере Елены Астаховой этот скандал не повредил.

СМИ ссылаются на записи в интернет-блогах некоего Heroitic, «…Энергичная женщина  поддерживала едва ли не родственные отношения с Алешем Зорко главой российского отделения фирмы. Поэтому, увольняясь на пике скандала вместе со своей подчиненной, словенский топ менеджер позаботился об ее достойном трудоустройстве. В результате, деятельное участие в судьбе Астаховой принял Патрик Аганян, гендиректор компании Sanofi в России.  Бывший менеджер КРКА получила должность главы одного из ключевых подразделений компании и место в Совете директоров в придачу». 

Пока же фармпредставители в ЖЖ пишут о строгом Кодексе маркетинговой этики Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM), которую возглавляет, кстати, тот же Патрик Аганян. И трудном положении, в котором он оказался благодаря бурной деятельности госпожи Астаховой. Не говоря уже о том, что у Sanofi есть и свой этический кодекс, также запрещающий прямой или косвенный подкуп врачей. Пока же медицинские представители продолжают ходить по кабинетам врачей, нарушая при этом сразу и свой этический кодекс, и закон Российской Федерации. 

 

ОПРОВЕРЖЕНИЕ

«Редакция Электронной газеты «Век» (ООО «Развитие») и автор Дмитрий Наумов распространили в статье «Фармкомпании не хотят отказаться от «серых» схем» в сети Интернет на сайте Электронной газеты «Век» http://wek.ru сведения, не соответствующие действительности и порочащие деловую репутацию Акционерного общества «Санофи-авентис груп» (Франция) и Закрытого акционерного общества «Авентис Фарма». Сведения о нарушении законодательства РФ и этических норм, о привлечении сотрудника Закрытого акционерного общества «Авентис Фарма» Елены Астаховой к уголовной ответственности, в том числе , как утвержадлось в статье,  по составам преступлений, связанных с фактами коррупции, и об употреблении ею ненормативной лексики в отношении коллег и деловых партнеров, а также об увольнении сотрудников не соответствуют действительности. Редакция Электронной газеты «Век» (ООО «Развитие») и автор Дмитрий Наумов приносят свои извинения Акционерному обществу «Санофи-авентис груп» (Франция), Закрытому акционерному обществу «Авентис Фарма» и Елене Астаховой свои извинения за распространение указанных сведений».

Реклама на веке
Ситуация в Греции спровоцировала падение евро по отношению к доллару Рейсовый автобус опрокинулся в Калужской области, рекордное число жертв