Как сообщается, иск Магуриной - не единичный. В суд по этому поводу поступил еще ряд исков от бортпроводниц «Аэрофлота». В своем иске женщина обвиняет компанию в «дискриминации бортпроводников на международных линиях по возрасту, весу и внешним параметрам». По ее словам, в июне прошлого года руководство компании объявило, что на международных рейсах будут работать «только молодые и худые». Теперь сотрудницы, разменявшие четвертый десяток с размером одежды больше 48-го, не летают за границу.
В «Аэрофлоте» утверждают, что заявление об ограничениях географии полетов не соответствует действительности, отметив, что если дело дойдет до суда, то компания предоставит пофамильные списки нескольких сотен бортпроводниц старше 40 лет, работающих на международных рейсах и в 2017 году. В компании также уточнили, что в трудовых соглашениях бортпроводников «Аэрофлота» отсутствует условие о географии полетов.
Сама Магурина утверждает, что не работала на зарубежных рейсах с июля прошлого года. Вместе с тем, в «Аэрофлоте» говорят, что она с января 2016 года выполняла полеты как по России, так и за рубеж. В частности, там отметили, что Евгения Магурина 21 февраля улетела за рубеж. Как уточнила сама бортпроводница, она вылетела в Караганду (Казахстан).
По словам Магуриной, конфликт с авиакомпанией разгорелся у нее в октябре. Потеря возможности работать на зарубежных рейсах вылилась для «неподходящей» бортпроводницы в существенное сокращение зарплаты.
Как сообщают СМИ, отсев «Аэрофлотом» «нестандартных» сотрудников происходит на уровне врачебной летно-экспертной комиссии. Женщин, вес которых превышал «норму», врачи осматривали с особой тщательностью, стремясь выявить у них гипертонию и варикоз. В стремлении сохранить работу многие бросились худеть - из-за этого было даже несколько случаев голодных обмороков.
Согласно данным самой авиакомпании, за прошлый год медкомиссия не допустила к выполнению полетов лишь четырех бортпроводников в возрасте от 56 до 60 лет и старше. Разрешения на полеты получили 98 сотрудников.
На своем сайте «Аэрофлот» утверждает, что при выборе бортпроводниц не придает особого внимания внешним данным. Вместе с тем, оставляя заявку от кандидата, требуют указать его вес, рост и размер одежды. В авиакомпании утверждают, что ограничением может стать лишь рост соискателя. Там отметили, что одной из обязанностей бортпроводниц является помощь пассажирам в размещении ручной клади на багажных полках, и рост сотрудника должен позволять ему свободно справляться с этой работой.
В официальных документах авиакомпании не говорится о размере формы, которую должны носить бортпроводницы, и об их возрасте. Однако в одном из внутренних документов компании говорится о графе «успешность», распространяющейся на бортпроводников. Измеряется данный показатель в баллах. Там указан «рост для женщин 160-175 см, вес пропорционально росту, размер одежды – 42-48».
По словам сотрудниц, стремление укомплектовать штат молодыми и стройными девушками у главы «Аэрофлота» Виталия Савельева возникло после визита в Азию. Как рассказывают стюардессы, после этого в бизнес-класс начали отбирать девушек восточного типа. Появились у руководства и новые пожелания. Так, например, пассажиров бизнес-класса стюардесс попросили выслушивать сидя на корточках.
Перед тем как обратиться в суд, Магурина подала заявления в Росавиацию и трудовую инспекцию, а также написала открытое письмо на имя президента РФ Владимира Путина. В своем обращении к главе государства она просила остановить «правовой беспредел и дискриминацию».
Как отмечают юристы, работодатели, как правило, старательно маскируют дополнительные требования к персоналу: сотрудника вынуждают уволиться или согласиться на худшие условия труда, а сам факт дискриминации доказать крайне проблематично. Формально подобные действия работодателя подпадают под закон, запрещающий дискриминацию по любым причинам, не касающимся деловых качеств сотрудника. Однако иски в этой связи довольно редки, поскольку в ходе разбирательства истцу приходится доказывать собственную непривлекательность, что довольно унизительно, добавляют эксперты.
Впрочем, бортпроводницы «Аэрофлота» убеждены в том, что имеют все шансы на победу в суде.