Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2022 года) - часть 1

Центр информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с Финансовым университетом при Правительстве РФ подготовили итоговое за 2022 год исследование, посвящённое оценке деятельности мэров столиц регионов и крупных финансово-промышленных центров Российской Федерации.

Настоящее исследование проведено ЦИК «Рейтинг» в партнерстве с Финансовым университетом при Правительстве Российской Федерации.

Его объектами являются мэры 88 городов России. В их число входят руководители столиц всех субъектов РФ с добавлением представителей пяти крупных финансово-экономических центров: Магнитогорска, Набережных Челнов, Новокузнецка, Сочи, Тольятти. В рейтинг не включены представители Московской и Ленинградской областей в связи с отсутствием у этих регионов собственных административных центров.

Понятие «мэр» не имеет единого значения в различных субъектах России. Под «мэрами» в исследовании понимаются избранные населением главы городов либо, при их отсутствии, те из руководителей, в официальной должности которых содержится определение «мэр». Муниципалитеты, для которых не подходят оба эти варианта, в рейтинге представляют руководители городских администраций (основываясь на изначальном значении слова «мэр»).

Реклама на веке

Хронологические рамки рейтинга охватывают весь 2022 год.

В тех случаях, когда ротация мэров произошла непосредственно в декабре, в итоговый «Национальный рейтинг» вводятся вновь назначенные руководители, только если достаточное количество экспертов успело сформировать своё мнение и отозваться на происшедшую перемену. В противном случае в исследовании присутствуют и оцениваются «старые» мэры.

Результаты «Национального рейтинга» получены на основании заочного анкетирования, а также заочных и очных опросов представителей экспертного сообщества. Заочные экспертные опросы проводились с использованием некоторых положений методики Уильяма Гордона («Синектики»). Ключевой являлась установка «Синектики» о повышении релевантности результатов, в случае привлечения в качестве респондентов не только экспертов узкой специализации, но и людей абсолютно разных с профессиональной точки зрения. Таким образом, в «Национальном рейтинге мэров» сознательно задействован максимально широкий круг экспертов различной профессиональной и социальной принадлежности. Такой их состав, кроме того, позволяет сделать результаты исследования наиболее демократичными, наиболее приближенными к мнению «простых людей» с понятной поправкой на большую информированность и способность к анализу представителей экспертного сообщества.

Анкеты, рассылаемые экспертам, не только давали им возможность формально оценить работу того или иного мэра, но и предлагали обосновывать свои выводы. Подобные обоснования позволяют выявить причины успеха или неудачи муниципальных руководителей в глазах экспертов. Именно анкеты являются основным источником, на основании которого выстраиваются таблицы исследования, формулируются тексты его аналитической части.

Конфиденциальный статус заочного анкетирования является важным способом повышения искренности респондентов. Те эксперты, которые хотели публично высказать свое мнение о работе того или иного мэра, по согласованию с редакцией ЦИК «Рейтинг», получали такую возможность. Следует иметь в виду, что издатели периодически предоставляют слово и тем экспертам, позиция которых противоречит общим выводам исследования. Порой в рейтинге одновременно высказываются эксперты, представляющие прямо противоположные мнения. Подобная практика является осознанной и позволяет публично представить максимально широкий спектр мнений экспертного сообщества. При этом эксперты, высказывают своё мнение в «Национальном рейтинге» не зная итоговых результатов исследования.

В случае с городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) в «Национальном рейтинге мэров» делается акцент на отношении к их руководителям как к градоначальникам, а не как к главам субъектов. Хотя, безусловно, не всегда экспертам удается отделить местную и региональную повестку от федеральной.

Для формата и целей исследования признано лишним акцентировать внимание на нюансах статуса мэра («и.о.», «временно исполняющий» и т.п.).

Павел САЛИН

Политолог

Уходящий год стал для представителей мэрского корпуса таким же тяжёлым, как и для всей страны. Вернее, он был более тяжёлым, так как полномочий (обязанностей), по складывавшейся в предыдущее десятилетие традиции, становилось всё больше, а ресурсов для их выполнения (финансовых в первую очередь) – всё меньше. Правда, в связи с украинскими событиями, особенно в их мобилизационном измерении, большая часть нагрузки по выполнению актуальных для федерального центра задач всё-таки легла на губернаторский корпус. Однако к началу 2022 года в подавляющем большинстве субъектов Федерации мэры де-факто представляли собой министров регионального правительства, ответственных за конкретную территорию, не более того. Поэтому и все губернаторские проблемы по вертикали спускались на местный уровень.

Закрепить давно сложившееся де-факто положение дел (статус местного самоуправления вообще и мэрского корпуса в частности) должен был новый закон о местном самоуправлении. Он был внесён в Госдуму ещё в конце прошлого, 2021 года, и, судя по фамилиям его формальных авторов (сенатор Андрей Клишас и депутат ГД Павел Крашенинников) предполагался к быстрому принятию, как происходит почти со всеми внесёнными этими говорящими головами законопроектами.

Новый закон о МСУ должен был «расширить и углубить» внесённые в 2020 году в Конституцию РФ поправки, юридически закрепив превращение местного самоуправления в нижний этаж государственной власти. Однако документ вызвал большое напряжение в местных элитах, признаком чего стал факт выступления против него части думской оппозиции. В итоге законопроект был оперативно принят в первом чтении ещё в январе, но по состоянию на середину декабря так и «завис» на подготовке ко второму.

Правда, почти всё, что происходило с главами региональных столиц в уходящем году, происходило так, как будто бы законопроект был принят. Степень их субъектности ещё больше снизилась, все они действовали в коридоре, который им обозначали либо губернаторы, либо местные силовики (второй вариант обычно выглядел хуже по последствиям).

Последние очаги самостоятельности местных элит были подавлены (правда, речь идёт скорее о том, что, как при торфяных пожарах, огонь ушёл под землю, но проявится потом). Внешним проявлением этого стало, например, избрание после долгого поиска приемлемых для сторон вариантов мэром Мурманска Юрия Сердечкина. До этого долгое время местные элиты, фронтменом которых выступал депутат Госдумы и экс-глава Мурманска Алексей Веллер***, блокировали усилия губернатора Андрея Чибиса. В другом регионе, который также когда-то славился субъектностью местных элит, Белгородской области, глава региона Вячеслав Гладков, как только возникла необходимость, отправил в отставку «по собственному желанию» главу региональной столицы Антона Иванова. За год до этого его назначение пролоббировал сам губернатор, которому удалось добиться отставки представителя местного лобби и «тяжеловеса» Юрия Галдуна.

При этом в уходящем году проштрафившиеся мэры получили ещё один вариант «работы над ошибками». Сразу несколько градоначальников решили принять участие в украинском измерении российской политики. Например, экс-мэр Краснодара перешёл на должности сначала в Харьковскую область, а потом в Херсонскую. Бывший глава (сити-менеджер) Читы Александр Сапожников вообще ушёл добровольцем на фронт. Перед этим к нему возникали различные претензии – от невозможности справиться с проблемами ЖКХ и вопросами по заключению ряда концессий до личного долга перед банком. В качестве контраста можно привести развитие событий вокруг дальневосточного коллеги Сапожникова – бывшего мэра Владивостока Олега Гуменюка. В конце года прокурор запросил для экс-чиновника почти 20 лет лишения свободы.

Наступающий год вряд ли для мэров будет более лёгким, чем уходящий. Правда, как и на других уровнях власти, события 2022 года и их администрирование загнали под ковер, но не решили ряд фундаментальных проблем. Развитие событий в году наступающем может удивить наблюдателей, в том числе и тех, кто отслеживает работу мэрского корпуса. Эти чиновники находятся ближе всего к населению, тоньше чувствуют изменения его настроений, поэтому могут повести себя совершенно неожиданным для московских наблюдателей образом.

Георгий ФЁДОРОВ

Президент Центра социальных и политических исследований «Аспект». Исполнительный директор Ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль»**

На протяжении года в медийном пространстве лидировали Сергей Собянин и Александр Беглов.

Мэр Москвы, конечно, имеет самый большой вес среди глав российских городов. Обладая бюджетом в 3.2 триллиона рублей (2022 год), столичный глава пользуется финансовыми возможностями для реализации масштабных проектов. В частности, городская администрация продолжает активно работать с пожилой аудиторией, выделяя огромные деньги на проекты для развития сферы досуга людей пенсионного возраста.

Некоторые собянинские проекты становятся популярными у жителей и гостей Москвы. Например, МЦК. Другие, как, например, «Солнце Москвы» – колесо обозрения, запущенное в этом году, находят много противников. Жители города также недовольны перекосом деятельности мэрии в сторону благоустройства в ущерб социальным проектам.

Александр Беглов упоминался чаще всего из-за противостояния с Евгением Пригожиным, владельцем группы «Конкорд». Будет интересно наблюдать, устоит ли Беглов.

В связи с СВО пристальное внимание было приковано к деятельности мэров Брянска, Белгорода и Курска.

Среди активных мэров отмечу главу Екатеринбурга Алексея Орлова. И, думаю, в будущем будет интересно следить за работой недавно избранного мэра Краснодара Евгения Наумова, который обещает активно участвовать в национальных проектах, федеральных краевых программах.

Пётр КИРЬЯН

Руководитель лаборатории социальных исследований Института региональных проблем

В этом году, оценивая работу глав городов, стоит учитывать, что некоторые из них выпадают из общего ряда. Это мэры городов, которые находятся на приграничных с Украиной и новых территориях России. Понятно, что руководители городских администраций в Белгороде и Курске вынуждены заниматься координацией оборонных мероприятий и сбором помощи. Они оказались выдернутыми из внутренней повестки и занимаются внешней. Это – специфика времени, которой до 2022 года у нас не было.

В эффективности работы мэров, которые работают в привычном режиме, всё большую роль играет их умение выстраивать отношения с депутатами местных законодательных собраний и администрациями регионов.

Интересно, как будут развиваться события в Ярославле, где обновился руководитель горадминистрации. Мэрам таких городов, как Иркутск, Красноярск и Омск предстоит огромное внимание уделять вопросам экологии. В связи с текущей ситуацией в стране сейчас подобная проблематика отъехала на третий план, но очень скоро о себе напомнит. И мэры экологически неблагополучных городов окажутся между молотом и наковальней. С другой стороны, это серьёзный вызов, который требует больших ресурсов. И за один срок такие проблемы трудно решить.

В «Национальном рейтинге» представляются агрегированные данные, спорить с которыми не буду. Однако интересно, что условно благополучная Тюмень опережает Санкт-Петербург по вопросам, связанным с капитальным ремонтом и обновлением парка муниципального транспорта. Понятно, что в первой двадцатке представлены города с разной экономикой и набором проблем. И мэры по-разному ограничены в маневрах, ресурсах и полномочиях. Но всё же ожидаешь, что в Санкт-Петербурге проблемы должны решаться быстрее.

Антон ЧАБЛИН

Политолог, журналист. Главный редактор портала «Акценты», руководитель Аналитического центра «Акценты»

Ротации-2022 в мэрском корпусе оказались не такими масштабными, как в прошлом году. Даже после формирования новых гордум в сентябре не произошла смена глав в 11 из 13 административных столиц.

При этом уже после выборов – с большим лагом – сменился мэр Ярославля (назначен Артём Молчанов). Впрочем, избранные губернаторы использовали электоральный ресурс для смены не удобных им мэров вне зависимости от депутатов.

С начала года сменились мэры во Владимире, Кирове, Саратове, Владикавказе, Белгороде. И во всех этих городах ротации – дело рук недавно назначенных губернаторов, которые утверждаются в местной элите.

Исключениями выглядят Ульяновск и Томск, где недавно назначенные губернаторы убрали мэров, а новых до сих пор нет. При этом переназначение «временных» Дмитрия Зверева и Михаила Ратнера (они – лишь технические фигуры) вряд ли состоится. Будут искать фигуры статуснее. А, например, в Белгороде и. о. мэра Валентин Демидов, мигрировавший из Симферополя, должность сохранит. Как в том же Ярославле, куда губернатор и экс-антимонопольщик Михаил Евраев привёл Артема Молчанова – своего бывшего подчинённого, начальника правового управления ФАС.

2023 год откроется, очевидно, не только «губернаторопадом», но и продолжением ротации мэров. Будут назначены главы Томска и Ульяновска. Может смениться мэр Рязани Елена Сорокина: как и Евраев, врио губернатора области Павел Малков – выходец из федеральных структур (Росстат) и подтягивает в регион своих.

Андрей МАКСИМОВ

Политтехнолог, руководитель агентства «Максимов-консалтинг», шеф-редактор сайта «Агитпроп.рф»

Во многих городах главой города становится председатель городского самоуправления, выбранный как депутат и имеющий ограниченные полномочия. А где-то работают сити-менеджеры, нанятые по контракту с городским советом и полностью автономные от избирателей. Власть, которая совсем не зависит от людей, отдаляется от них и становится вещью в себе.

Реформы муниципального самоуправления, которые были проведены в 2005-2006 годах, делали городскую власть зависимой от жителей города. А сейчас почти все полномочия по выборам мэра в городах забрали. Это тенденция, которую необходимо отметить, когда речь идёт о положении мэров на сегодняшний день.

Другая тенденция – укрупнение муниципалитетов. Некоторые из агломераций по размеру уже стали как область. Власть в таких муниципалитетах тоже далека от народа. И это неправильно. Мэр и депутаты должны жить где-то по соседству. И знать, что за свою работу и обещания придётся отвечать перед избирателями. И быть доступными для общения с жителями.

Александр МООР

Руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики (ОСРГО ВЦНСП)

По Программе комплексного развития территорий Всероссийский центр национальной строительной политики взаимодействует с мэрами российских городов, в том числе и городов на новых территориях РФ.

Президент РФ поставил масштабную задачу: поднять качество жизни граждан, создав современную инфраструктуру во всех городах наших регионов. Отвечающая этим задачам Программа комплексного развития территорий включает снос и реконструкцию аварийного и ветхого жилья и других объектов капстроительства и строительство нового современного жилья и объектов коммунальной, инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры.

Реализация программы улучшает городскую среду, облик города и жилищных условий граждан, а также развивает городскую инфраструктуру и повышает эффективность использования муниципальных территорий.

Мэры несут полную ответственность за городское хозяйство и развитие своего города. И от их участия во многом зависит реализация программы в регионах. Для запуска Программы комплексного развития территорий в регионах ведётся разъяснительная работа на местах.

Некоторые главы городов пока заняли нейтральную позицию, другие – уже активно включились в работу. Большую роль играет умение взаимодействовать с областными и федеральными властями и профессиональные качества собранной мэром команды. А также человеческий фактор.

И результаты уже есть. Это введённые в эксплуатацию жилые дома и объекты социальной инфраструктуры.

Алексей ШИРИНКИН

Генеральный директор Информационно-аналитического агентства «Монитор». Кандидат в мэры Екатеринбурга (2013 г). Внешний консультант в системе ГК «Росатом» (1996-2012 гг.)

Вопрос о роли и эффективности мэров в России – дискуссионный ввиду отказа от прямых выборов городских глав. С одной стороны, новый порядок избрания снимает часть конфликтов между областными и городскими властями, с другой – лишает городскую власть субъектности, авторитетности и весомости в глазах жителей города.

Мы проводили социологический опрос в российских городах, который показал, что, конечно, в Челябинске, Кургане и Екатеринбурге горожане знают, что мэры у них есть. Но вот, пожалуй, и всё, что большинство жителей может сказать. Какие-либо крупные события инициированы или зависят от властей региона, губернатора. И подчас невозможно сказать, что из сделанного для развития города является заслугой городского главы.

Конечно, хозяйственные вопросы — чистота дворов и улиц, благоустройство города, развитие инфраструктуры – находятся в ведении глав городов. И если жители замечают недочёты, мэры становятся мальчиками (или девочками) для битья. А похвалить их бывает и не за что, так как круг их полномочий сильно ограничился в последнее время.

В этих условиях большим плюсом в работе мэра становится грамотный PR и вообще открытость – общение с людьми, встречи с представителями ТСЖ и активистами.

Также соцопросы выявили, что для многих жителей городов вопрос доверия к мэру тесно связан с его укоренённостью, знанием проблем города. А пришлые люди, которые раннее работали в других городах или областях, вызывают у людей отчуждение и недоверие.

Первая группа рейтинга

Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2022 года) - часть 1

Линия на условном графике, демонстрирующем позицию в «Национальном рейтинге» в уходящем году Алексея Копайгородского (Сочи), отражает восходящий тренд. В первом полугодии глава города-курорта замыкал пятёрку лидеров, к осени поднялся на четвёртое место, а год он, как говорят спортсмены, завершает «в призах», став бронзовым призёром. Предпосылки к тому, что Алексей Копайгородский последовательно улучшал своё рейтинговое положение, носили объективный характер. Если суммировать, их можно охарактеризовать как эффективное создание условий для обеспечения жизненно важных потребностей и законных интересов населения, что, собственно, и является основополагающей задачей местной власти в России.

Под руководством мэрии реализуется принятый год назад долгосрочный план социально-экономического развития Сочи до 2030 года, на который выделяется более 173 млрд руб. Программа, претворяемая в жизнь муниципалитетом совместно с Минстроем России и краевой властью, беспрецедентна не только для Сочи, но и для страны в целом как по объёмам строительства и реконструкции, так и по спектру решаемых вопросов. Город ждёт большая модернизация коммуникаций, сравнимая по своим масштабам с олимпийской стройкой. Реализация только первоочередных проектов позволит обеспечить 5 территорий с участками, выделенными многодетным семьям, водоснабжением и канализацией, построить канализационный коллектор и новый 10-километровый водовод в Хостинском районе, восстановить 4 километра береговой линии в Лазаревском районе, модернизировать очистные сооружения. В текущем году по значительной части проектов, предусмотренных планом, уже заключены госконтракты. А по итогам ПМЭФ-2022 в Сочи будет реализовано 13 крупных инвестпроектов на сумму в 154 млрд рублей с созданием 7 тыс. новых рабочих мест.

Эксперты сообщают, что общая сумма, вложенная в Сочи с начала реализации национальных проектов составила более 25 млрд. руб. При этом городские власти изыскали самостоятельно около 10 млрд. руб., что сопоставимо по размерам с годовым бюджетом города.

Эксперты отмечают системный подход мэра к развитию движущей силы, локомотива городской экономики – туризма. Стратегическая цель властей Сочи – эффективно использовать значительный потенциал города, упрочив репутацию Сочи как конкурентоспособного санаторно-курортного и туристического центра, комфортного как для отдыха, так и для жизни горожан.

Экономические показатели города-курорта по большинству направлений на протяжении года устойчиво росли. И это несмотря на известные турбулентные военно-политические «вводные». Муниципалитет, считают эксперты, успешно адаптировался к этим вызовам. Так, минувший зимний сезон стал в Сочи самым востребованным у туристов после Олимпиады-2014 и весомо пополнил местный бюджет, что также расширило возможности города в деле помощи ДНР и ЛНР. Через созданные по инициативе Алексея Копайгородского пункты сбора гуманитарной помощи для жителей республик прошли сотни тонн гуманитарных грузов. Была оказана помощь более чем 4 100 беженцам из Донбасса, в том числе свыше 1 100 несовершеннолетним. Также сочинцы поддержали идею мэра возродить традиции города-госпиталя, подготовить места в санаториях, чтобы принять на реабилитацию воинов из зоны СВО. Осуществлялась и финансовая поддержка семей мобилизованных жителей города. По мнению экспертов, опыт мэрии города-курорта по поддержке воинов СВО, мобилизованных сочинцев и их семей достоин быть тиражированным и в других субъектах

Концепция «Вместе V Сочи», разработанная по поручения Алексея Копайгородского, повысила и качественные параметры летнего отдыха. Всего в сезон в городе-курорте отдохнуло рекордное число россиян – 7,2 млн, благодаря чему рекордными характеристиками отличается и бюджет текущего года. Другой нарратив в деятельности Алексея Копайгородского – добиться максимально комфортных условий жизни для жителей города. Объективная оценка работы муниципалитета в этом направлении – 2-е место, которое Сочи занял в России по качеству жизни, став лауреатом Премии Финансового университета при Правительстве РФ. В городе организован непрерывный цикл проектирования и возведения социально значимых объектов. К примеру, Алексей Копайгородский поставил задачу до 2030 года построить не менее 50 только образовательных учреждений. До конца года в городе будут введены в строй 17 объектов благоустройства, в том числе реализованных в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Один из них – победитель Всероссийского конкурса для малых городов.

По инициативе градоначальника 2022-й объявлен в Сочи Годом экологии. Особое внимание в его рамках – к чистоте моря, воды, воздуха. К примеру, государственная транспортная лизинговая компания поставила в Сочи 26 новых современных автобусов большого класса, работающих на компримированном природном газе. Программа Года экологии уже реализована, но градоначальник, не останавливаясь на достигнутом, поручил разработать новую муниципальную программу по охране окружающей среды.

Подпитывает репутацию и управленческий авторитет Алексея Копайгородского его открытость и системный диалог с населением, выстроенный по всем направлениям – от активности мэра в соцсетях до прямого контакта с граждан на их сходах, личных приёмов и постоянных объездов градоначальником всех территорий. Участие граждан в управлении городом реализуется также в городском проекте «Паспорт ТОС», где жители утверждают программу наказов и контролирует её исполнение властями.

Многие эксперты вновь отметили в качестве сильной стороны Алексея Копайгородского его хорошие рабочие отношения с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, а также с руководителями федеральных ведомств, многие из которых регулярно бывают в Сочи и лично убеждаются в эффективности муниципалитета и его руководителя.

Александр Беглов (Санкт-Петербург), возглавляя второй по значимости муниципалитет страны, на протяжении уходящего года был близок к тройке лидеров «Национального рейтинга», но в итоге «соскользнул» на 7 стоку в исследовании, даже более низкую, чем ту, с которой он начинал год нынешний.

Наблюдатели привели ряд примеров недоработок и провалов в деятельности мэрии. Стабильность – признак мастерства, говорят в мире спорта. В текущем декабре снег в городе снова выпал внезапно и неожиданно для Смольного. Хотя незадолго до того соцсети наполнились видеороликами, запечатлевшими, как коммунальщики тренируются в уборке снега в его отсутствие, размахивая лопатами на крышах и имитируя кипучую работу в воображаемый снегопад. Тем не менее, первые же серьёзные осадки снова вызвали шквал жалоб горожан, вынужденных даже в центре передвигаться по тротуарам по щиколотку в снегу и, испытывая ощущение дежавю, – прошлая зима для Александра Беглова также прошла под знаком критики за снежные завалы, парализовавшие Северную столицу.

Эта, в общем-то, частность, пусть значимая, иллюстрирует дистанцию между декларациями и реальностью в работе мэра. Начало года было отмечено заявлениями Александра Беглова о «новой реальности». Был создан оперативный штаб, который с начала марта по его разработал комплекс антикризисных мер. «Мы не допустим спекуляций и будем резко пресекать попытки наживы на жителях города», – подчеркнул градоначальник. Действительность, к сожалению, внесла свои коррективы. Так, в опубликованном недавно рейтинге журнала The Economist значится, что инфляция в Петербурге в уходящем году значительно опередила московскую. При этом уровень жизни москвичи оценивают куда выше, чем петербуржцы. Правда, безработица в городе на Неве она из самых низких в стране.

По ряду позиций муниципального хозяйства приходит и положительная информация. Так, эксперты отметили, что после рабочей встречи главы Санкт-Петербурга с президентом России, активизировалась реализация программы обновления общественного транспорта. Декларируется рост газомоторного автопарка. Александром Бегловым было заявлено о планах в 2024 году ввести три станции метро, хотя Санкт-Петербург вынужден сегодня строить метро с использованием заёмных средств. Ведётся строительство и реконструкция ряда дорожных объектов (к примеру, Приморского шоссе и Биржевого моста) и транспортных развязок. (Впрочем, по мнению большинства наблюдателей, в целом транспортная реформа идёт мэру в минус). Ещё одна болевая точка – мусорная реформа: градоначальник заявил, что город намерен довести её до позитивных результатов, невзирая на то, что этому мешают «полукриминальные элементы». Продолжается перманентная борьба с проблемами ЖКХ и авариями в нём (резонанс получил прорыв труб на ул. Космонавтов, когда кипяток обдал десятки автомобилей).

Имиджевый багаж Александра Беглова пополнил очередной Петербургский международный экономический форум, по итогам которого регион заключил 19 соглашений на общую сумму в 340 миллиардов рублей. Позитивно воспринято расширение экономического сотрудничества города с Республикой Беларусь.

При этом многие эксперты «Национального рейтинга» ставят в вину Александру Беглову разрушение объектов культурного наследия (например, исторического особняка Салтыковой), что очень болезненно воспринимается жителями города. Возможно, со сбережением уцелевшего у питерцев лучше получится в Мариуполе, который посетил Александр Беглов – он стал побратимом Северной столицы, помогающей в его восстановлении, курируя один из районов.

Хорошо приняли многие эксперты решение губернатора, который предложил депутатам Заксобрания приостановить действие им же подписанного закона «О комплексном развитии территорий». Александр Беглов неожиданно обнаружил в документе правовые изъяны. Эксперты сошлись во мнении, что это стало реакцией на отрицательный общественный резонанс, вызванный законом, скорректировать который попросил главу Санкт-Петербурга руководитель СКР Александр Бастрыкин. Критика в его адрес, считают наблюдатели, вызывает у грдоначальника не вполне адекватную реакцию: вместо поиска баланса интересов Смольным избрана стратегия медийной войны и жалоб на общественников и журналистов, что в итоге оборачивается для Александра Беглова имиджевыми потерями.

Что касается политической составляющей «летописи деяний» за год мэра Петербурга, то она обращает на себя внимание, прежде всего, вышедшим в публичную плоскость конфликтом с Евгением Пригожиным. Под занавес года последний обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить мэра Санкт-Петербурга на создание ОПГ в Северной столице с целью разграбления бюджета города. Резонанс это имеет немалый, и кто одержит верх в этом противостоянии – вопрос для экспертов открытый, учитывая, с одной стороны, поддержку Евгения Пригожина Кремлём, а с другой – административный вес и ту же кремлёвскую поддержку градоначальника Северной Пальмиры. В основе конфликта, как отмечают многие эксперты, лежат ещё поствыборные разногласия между победившим мэром и поддерживавшим его бизнесменом. Одни эксперты предсказывают их войну до победного конца, указывая, что если бы Центр не устраивал этот поединок, то стороны давно получили бы приказ остановиться; другие же не исключают примирения между ними – добровольного или под давлением президента. Но в любом случае, в данном столкновении, больше страдает имидж градоначальника, чем бизнесмена.

Не лучшим образом на репутации городской власти отразилось решение о повышении с 1 января 2023 года ежемесячной надбавки для городских чиновников, в том числе и мэра: эксперты убеждены, что время для «самоподнятия» зарплат Смольный выбрал самое неподходящее. Безусловным минусом для Александра Беглова эксперты сочли тот факт, что в середине октября за несколько дней пребывания в городе Владимир Путин так и не нашёл времени для официальной встречи с губернатором Санкт-Петербурга.

Сумма «плюсов» и «минусов» в экспертных мнениях привела к ухудшению его положения в «Национальном рейтинге».

Отставка по ходу года мэра Уфы Сергея Грекова не стала для экспертов «Национального рейтинга» сюрпризом. По их мнению, сити-менеджер не совладал с центробежными силами, исходящими от многочисленных групп влияния в городе, где сосредоточена львиная доля экономики республики. В этом плане наблюдатели не видят особых сложностей для Ратмира Мавлиева, избранного 14 февраля градоначальником, во вступлении в должность до этого почти три года он не без успеха возглавлял администрацию г. Нефтекамска.

Как подчёркивают эксперты, Ратмир Мавлиев – не только «молодой технократ», но и «потомственный бизнесмен» – сын крупного предпринимателя в сфере строительства – приятеля главы республики Рафила Мавлиева. Лояльный региональной власти представитель известного башкирского клана во главе республиканской столицы, в чём эксперты видят расчёт команды Радия Хабирова, призван, с одной стороны, «маршрутизировать» устремления элитных групп, а с другой – разрешить немало накопившихся в городе хозяйственно-экономических проблем, в том же ЖКХ, что особенно важно для властей в преддверии скорого празднования 450-летия Уфы. Впрочем, некоторые эксперты объяснили этот выбор властей региона не столько потенциалом Ратмира Мавлиева, сколько отсутствием других подходящих кандидатур.

При вступлении в должность мэр заявил о поддержке предпринимательства, уменьшении проверок, постоянном живом общении с населением, отлове бездомных животных и пр. В свете нарастающей экономической турбулентности наблюдатели с пониманием отнеслись к инициативе сити-менеджера по пересмотру ряда проектов к юбилею города, исходя из финансовых возможностей.

По наблюдению экспертов, Ратмир Мавлиев, заняв должность, начал не с городского хозяйства, а с собственного «имиджестроительства», для чего сменил кураторов информационного блока. Некоторые наблюдатели сочли это отчасти оправданным, ибо нового градоначальника в местных окрестили «назначенцем олигархов», «мэром-мажором» и т. п. Имижд необходимо было срочно менять.

Градоначальника на старте карьеры заподозрили в создании инфоповодов в ущерб реальной повестки: он охотно фигурировал в выигрышных для мэрии сюжетах, но, к примеру, не отреагировал на резонансную проблему строительства Центра современного искусства. Уфимцы против него ничего не имеют, однако просят выбрать для него другое место, а не сквер Площади двух фонтанов, любимой горожанами.

По мнению экспертов, команда Ратмира Мавлиева пока только «приценивается» к хроническим болевым точкам города: транспортно-инфраструктурным проблемам, обустройству общественных пространств в центре Уфы, исчезновению архитектурных памятников в угоду точечной застройке, пустующей многомиллиардной набережной и пр. Экология и сфера ЖКХ также нуждаются во внимании властей. При этом эксперты считают, что мэр ожидаемо не самостоятелен и все свои принципиальные решения согласовывает на уровне региона.

От новой управленческой команды города эксперты ждут качественно других подходов, но пока всё остаётся по-прежнему.

Ратмир Мавлиев располагает полным карт-бланшем от республиканской власти и опирается на поддержку влиятельных бизнес-структур. Глава Башкирии Радий Хабиров не раз подчеркивал, что возлагает на Ратмира Мавлиева большие надежды. И хотя некоторые наблюдатели предсказывают, что Уфу при новом мэре ждёт передел сфер влияния в строительстве, ЖКХ и др., большинство экспертов по итогам года сочли его стабильное положение во втором десятке «Национального рейтинга» вполне адекватным.

Положение в «Национальном рейтинге» Ивана Ульянченко (Ставрополь) в уходящем году отличалось устойчивостью – он стабильно занимал строки в ТОП-25 исследования. Хотя безоблачной ситуацию в городе наблюдатели не считают – сказывается большая вовлеченность города и его властей в мероприятия связанные со специальной военной операцией. Эксперты особо отмечают в данной связи эффективную работу городской администрации и лично мэра.

Так, в Ставрополь из ДНР и ЛНР переселилось около 1 000 человек, трудоустройством и обустройством которых энергично занялись муниципальные власти. Особое внимание при этом уделялось семьям с детьми. В обратном направлении, из Ставрополя на Донбасс, при активном участии городских властей постоянно отправляется гуманитарная помощь – краевая столица стала крупным центром её сбора и отправки, а также адресованного участникам СВО проекта «Солдатский привал». Градоначальник лично периодически выезжает на Донбасс, а также активно включился в работу по поддержке семей мобилизованных.

Одним из важнейших событий нынешнего года в городской жизни стало празднование в сентябре 245-летия Ставрополя. Эксперты отметили важную роль мэрии в его организации и проведении. А одним из главных подарков ставропольцам стало открытие бульвара на улице Ивана Щипакина.

Положительно эксперты отреагировали на действия, предпринятые в Ставрополе для решения проблемы обманутых дольщиков. Речь, в частности, идёт о сдаче недостроенных жилых домов; отметили наблюдатели и практику выплат денежных компенсаций пострадавшим гражданам, соответствующих рыночной стоимости равнозначного жилья.

Грамотная координация действий администрации Ставрополя с депутатским корпусом, приставами и налоговыми органами позволила вернула в муниципальную казну десятки миллионов рублей – солидная брешь в бюджете города образовалась из-за налоговых должников. Одновременно выявляются самовольно установленные объекты торговли.

В Ставрополе заработал первый в регионе муниципальный центр управления, призванный оптимизировать взаимодействие властей с жителями краевой столицы.

Позитивные отклики у большинства наблюдателей получила работа мэрии по развитию инфраструктуры и благоустройству города. Очень хорошую реакцию вызвало создание в Ставрополе большой рекреационной зоны, названной Сквером Героев России, а также работа по очистке берегов и русел рек и водоёмов.

Эксперты подчёркивают: город является одной из основных точек использования механизмов инфраструктурных бюджетных кредитов. Ряд проектов в этой части уже получили одобрение со стороны федерального центра, например, инициатива о модернизации городского троллейбусного парка.

Не лучшим образом на репутации городской власти отразилось возбуждение уголовного дела по факту превышения полномочий при заключении муниципальных контрактов в отношении заместителя мэра Ивана Скорнякова. Впрочем, ряд экспертов указывают, что упомянутые противоречия с Уголовным кодексом у этого чиновника возникли в бытность его главой комитета городского хозяйства при покойном градоначальнике Андрее Джатдоеве.

Эксперты фиксируют устойчивость управленческой связки «правительство Ставропольского края — краевой центр». Иван Ульянченко — член команды губернатора, пользующийся его всецелой поддержкой.

Подведение итогов года для Ивана Ульянченко прошло на позитивной ноте, и он поднялся в «Национальном рейтинге» на 20-ю позицию.

Василий КОЛТАШОВ

Экономист, директор Института нового общества (г. Москва)

Последовательность в реализации транспортной политики можно считать одной из главных сильных сторон московской мэрии и непосредственно главы города.

Москва имела колоссальные транспортные проблемы. С отсталостью транспортной системы столичные власти начали бороться примерно 10 лет назад, реализуя шаг за шагом популярные и непопулярные мероприятия. Это привело к совершенствованию и расширению использования общественного транспорта и сделало Москву одним из самых удобных городов в Европе в транспортном отношении.

Можно предполагать, эта стратегия продолжится и в дальнейшем. И будет дополнена усилиями по расширению общественного пространства в центре города и, возможно улучшением экологической ситуации. Меньше выхлопов – меньше свинца в воздухе, здоровее люди.

Создание новых пешеходных зон, закрытых для автомобилей, делает город более удобным для людей. Уменьшает рассечённость городского пространства, что соответствует принципам современной урбанистической политики. Меры в этом направлении не могли осуществиться без последовательной работы мэра и его ближайшего окружения.

В российских реалиях Сергей Собянин является настоящим новатором и передовиком. Не случайно сейчас Санкт-Петербург начинает копировать некоторые решения, меняющие городскую среду в транспортном, социальном и культурном смыслах.

Ленар ФАЙЗУТДИНОВ

Предприниматель, политтехнолог, руководитель агентства маркетинговых коммуникаций «Теория Дарвина» (г. Казань)

В этом году, думаю, для всех российских городских глав приоритетным направлением была работа, связанная с СВО. И мэр Казани Ильсур Раисович Метшин, вместе с городской администрацией и главами районов, занимается этой работой системно и структурно.

Метшин посещал полигон, встречался с жёнами и родителями мобилизованных. Традиционная для Казани акция «Добрая Казань», инициатором которой выступил когда-то Ильсур Раисович, была посвящена в этом году сбору гуманитарной помощи.

Что касается хозяйственной деятельности, в городе на уборке снега работает спецтехника. Ведутся работы по благоустройству, в том числе продолжается реализация масштабного проекта по благоустройству набережных.

Мэрия проводит системную работу с предпринимателями. Однако проблемы бизнеса в настоящее время связаны с макроэкономической ситуацией.

В целом, оценивая работу мэра, стоит отметить, что процессы городского управления упорядочены. Ильсур Раисович руководит администрацией города уже 10 лет. И ему помогает накопительный эффект, благодаря которому Казань даже в непростой год развивается и демонстрирует хорошие показатели.

Дмитрий ФЕТИСОВ

Политический консультант. Директор консалтингового агентства «NPR Group»

Алексей Копайгородский возглавляет Сочи чуть более трёх лет. В первый и второй годы своей работы этот мэр удивил экспертное сообщество не только тем, что более чем успешно справился со своей работой в новой должности, добился от федерального центра выделения значительных денежных средств на развитие вверенного ему муниципалитета, но и презентовал грамотную программу комплексного развития Сочи на несколько лет вперёд. Текущий год работы Копайгородского показал, что он не только не сбавляет обороты, уверенно справляясь со своей работой, но и начал реализовывать упомянутую выше программу, показывая, что она писалась не для галочки, а у самого Копайгородского есть стратегическое мышление.

Говоря об итогах 2022 года для Алексея Копайгородского, важно отметить, что он начал менять имидж Сочи. Город традиционно воспринимается в России как один из основных туристических центров. Учитывая, что в 2022 году многие популярные у россиян зарубежные направления оказались закрыты, а Крым по понятным причинам не пользовался значительным спросом у туристов, Копайгородскому для того, чтобы считаться успешным руководителем, казалось бы, нужно было просто заниматься самой по себе очень непростой темой туризма, не допускать никаких проколов и спокойно почивать на лаврах. Мэр Сочи, который справился с задачей по успешному проведению туристического сезона, пошёл другим путем.

В 2022-м мы увидели, что Сочи пытается быть не только туристическим центром России, но и успешно развивает другие направления. Например, бизнес-сферу (открытие муниципального коворкинга для молодых предпринимателей, активная работа с инвесторами, в результате чего Сочи должен получить не только значительный пакет инвестиций, но и 24 тысячи новых рабочих мест); социальную сферу (увеличение расходов на образование, меры мотивации для учителей, переезжающих в Сочи, решение вопросов с оказанием медицинской помощи в труднодоступных районах Большого Сочи); инфраструктуру (активное строительство детских и спортивных площадок, анонсирование появления новых общественных пространств). Всё это – серьёзная заявка на изменение имиджа Сочи, который Копайгородский пытается представить не просто туристическим центром, но и городом, комфортным для жизни со всех точек зрения. Тем более что стремительное увеличение числа жителей Сочи к этому обязывает.

На фоне всего вышеперечисленного показательно, что Копайгородский не остался в стороне и от «главного вызова -2022» – темы СВО. Власти Сочи приняли активное участие в оказание помощи мобилизованным, поддержке их семей и т. д.

Таким образом, уходящий год Копайгородский может уверенно записать себе в актив. Но надо бы отметить ещё и немаловажный момент. Три года назад Копайгородский приходил руководить городом с, мягко говоря, непростыми и ресурсными местными элитами. И за все эти три года не случилось ни одного крупного конфликта между ними. И этот фактор показывает, что в Сочи Копайгородский заслужил репутацию не только эффективного управленца, но ещё и грамотного политического менеджера, способного гасить межэлитные конфликты в самом зародыше.

Это очень важное качество, которое дополняет блестяще налаженная коммуникация с местными жителями, оперативная реакция на возникающие резонансные проблемы, без которых, разумеется, не обходится, особенно в таком сложном городе, как Сочи.

Юлия НАБЕРЕЖНАЯ

Эколог, заместитель учёного секретаря Сочинского отделения Русского географического общества

По инициативе главы Сочи Алексея Копайгородского 2022-й объявлен Годом экологии, в мероприятиях которого приняли участие более 300 тысяч горожан.

Свыше сотни крупных экологических инициатив реализовано за этот год в разных отраслях экономики курорта. Многие из них были направлены на сохранение и приумножение уникальной субтропической природы Сочи.

Известный сочинский художник-дендролог Сергей Венчагов писал: «Сочи – город двух морей: Чёрного и Зелёного. Нам надо помнить это всегда и бережно обращаться с этим огромным богатством». В 80-х годах прошлого века он создал знаменитый сочинский стиль озеленения и был удостоен Государственной премии СССР за создание садово-парковой среды центра города-курорта Сочи.

Почти всё наследие Венчагова с годами было утеряно. По поручению мэра курорта Алексея Копайгородского в 2022 году облик созданных им природных уголков был полностью воссоздан. К работе были привлечены эксперты городского научного сообщества, а также ландшафтные архитекторы – ученики Венчагова.

И не только восстановлены девять исторических образцов ландшафтного искусства в центре курорта – открыто новое зелёное пространство у Зимнего театра, выполненное в фирменном сочинском стиле озеленения – Эвкалиптовый сквер имени Сергея Венчагова. На его территории растут эвкалипты, высаженные в 30-х годах прошлого столетия, посажено ещё более двух тысяч растений.

Сейчас все десять зелёных оазисов объединены в единый пешеходный туристический маршрут. Нам — учёным, историкам, всем сочинцам — особенно важно это наследие Года экологии в Сочи.

Владимир БЕЛОЗЁРОВ

Профессор кафедры Экономика транспорта Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения. Член Общественной Палаты РФ (2005-2013 гг.). Заместитель Министра путей сообщения РФ (2003-2004 гг.)

В целом работой Александра Беглова я доволен и оцениваю на «четыре с плюсом». Хотя в городе существуют и проблемы, требующие решения. В частности, трамвайное движение. Этот экологичный вид транспорта крайне нужен городу. Тем не менее, трамвайные парки сокращаются, пути убирают. Даже на Литейном закрыли трамвайное движение! Такое впечатление, что это делается в угоду автомобильному лобби. И сотни новых экоавтобусов, появившихся в этом году в Санкт-Петербурге, проблему с общественным транспортом не решают.

Что касается уборки снега и пыли, то город, конечно, чистят. Но делают это силами механизированной техники, которая не везде может проехать из-за коммуникаций, фонарей и рекламных конструкций. «Жилкомсервис» убирает дворы не везде качественно. Не хватает дворников с метлой, которые бы выметали территории целиком, а не избирательно.

Хорошо, что упорядочили розничную торговлю. Но плохо, что в центре города нет магазинов шаговой доступности и того, что раньше называлось бытовым обслуживанием – ремонта обуви, ателье, недорогих парикмахерских. Очевидно, для таких предпринимателей слишком взвинтили арендную плату. Но они должны быть в центре. И для них следовало бы создавать приемлемые условия.

Беглов возрождает метростроение. Им анонсировано увеличение протяжённости линий на 139 км и открытие 89 новых станций, из которых в первую очередь откроется 31 станция.

Глава Санкт-Петербурга открыт, регулярно общается с Законодательным собранием и не замечен в скандалах. В нём чувствуется большой управленческий потенциал.

Михаил НАДЕЖДИН

Учредитель и директор Юридической компании «Надеждин и партнеры» (г. Набережные Челны)

Наиль Гамбарович Магдеев – достаточно опытный руководитель. В рамках своих полномочий работает эффективно, хотя граждане, которые путают исполнительную и законодательную власть, к нему иногда высказывают претензии. Тем не менее, мэр хорошо справляется со своей публичной ролью. Даёт интервью для СМИ, работает с обращениями граждан.

Я достаточно много езжу по стране, поэтому с уверенностью могу сказать: Нижние Челны – благоприятный для проживания город. Благоустроенный, чистый, освещённый. Конечно, это заслуга наших коммунальных служб. Но Магдеев всегда требовательно к ним относится. Некоторые даже обвиняют его в перегибах. Но на мой взгляд, это показатель того, что он душой болеет за наш город.

Это стало очевидно во время пандемии, когда в режиме онлайн Магдеев проводил встречи с представителями бизнеса и общественности.

К положительным результатам работы стоит отнести конструктивные отношения Магдеева с федеральными властями и депутатским корпусом Госдумы. И его деятельное участие в общероссийских программах – «Наш двор» и других.

Особо стоит сказать о развитии общественного транспорта. Набережным Челнам, конечно, повезло – у нас широкие проспекты, построенные по типу московских. Работают все виды транспорта. Сам десять лет назад перестал пользоваться автомобилем из-за ненадобности. В любые районы легко можно добраться общественным транспортом. Этой осенью прибавился ещё и «Челнок» – что-то среднее между маршрутным автобусом и такси. Пассажиры могут заказывать поездку от остановки до любой другой остановки в городе.

Андрей ПОЛУХИН

Политолог (г. Новокузнецк)

2022 год может оказаться переломным для Новокузнецка и С. Н. Кузнецова. В непростые времена государство всегда начинает уделять внимание развитию стратегических внутренних территорий страны. Это внимание уже чувствовалось и до начала СВО. Был выдвинут проект создания в Новокузнецке миллионника, появилась в Кузбассе на законодательном уровне Новокузнецкая, или Южно-Кузбасская агломерация (проект закона приняли ещё в декабре 2021 года), а С. Н. Кузнецов стал её полуофициальным главой, что не раз подчеркивалось на региональном уровне. Власти региона вместе с новокузнецкой мэрией разрабатывают детальный план её развития, обсуждают и закладывают инфраструктурные объекты, многочисленные площадки для комплексного развития территорий (КРТ – новый кузбасский термин, который означает, что не просто дома должны строиться, но и сразу создаваться вся сопутствующая инфраструктура). Территория Новокузнецка административно прирастает под грядущий рост за счёт сельского района.

Предприятия Новокузнецка в целом отработали год достойно. Итоговых данных ещё нет, но по предварительным известно, что обошлось без спада в местной металлургии, а небольшой спад в угольной промышленности с лихвой окупился высокими ценами на «чёрное золото». В городе нет острых внутренних конфликтов. Удивительная стабильность и даже местное процветание сделали 2022-й для Новокузнецка весьма успешным годом. Страхи и нервозность первой половины года не стали в итоге определяющими и быстро сошли на нет. Всё это служит подтверждением жизнеспособности и эффективности местных властей.

Андрей МОЗОЛИН

Политолог, директор исследовательского Центра «Аналитик» (г. Екатеринбург)

При оценке деятельности мэра необходимо учесть, что Екатеринбург всегда был протестным городом. Поэтому мэр занимается не только хозяйственными вопросами, но и политикой. В этом смысле Алексею Валерьевичу удалось многое сделать. Ушло в прошлое противостояние городских и областных властей. Орлов грамотно организовал важные для нашего региона выборы губернатора – екатеринбуржцы активно на них голосовали.

Конечно, в нашем уральском климате всегда будут актуальны вопросы, связанные с подготовкой к зимнему периоду. Зима, как известно, приходит внезапно. А в этом году её начало было не только внезапным, но и снежным. И городские службы справились хорошо. Не обошлось без пробок и заторов в некоторых местах. Но техника выходит на работу вовремя, и жители видят, что город чистят.

Екатеринбург известен громкими стратегическими проектами – проведением саммитов БРИК и ШОС, чемпионата по футболу в 2018 году. Сейчас город реализует новые интересные проекты. В их числе – создание студенческого кампуса, который возводится рядом с Кольцово. Там будут современные общежития, лаборатории, зоны отдыха и спортивные площадки.

Второй большой проект связан с логистической инфраструктурой. Екатеринбург географически расположен в центре страны и является сухим портом, который связывает потоки транспорта и грузов с Запада на Восток и наоборот. Новая инфраструктура упростит и ускорит движение потоков.

Мэр активно участвует во всех масштабных проектах. Общественность и экспертное сообщество оценивает его работу положительно. Алексей Валерьевич пользуется авторитетом у СМИ и бизнеса. И, как я уже сказал, при Орлове мы впервые живём без войны между городскими и областными властями. Что Екатеринбургу идёт только на пользу.

Виктор САПРЫКА

Социолог, директор Института приграничного сотрудничества и интеграции (г. Белгород)

31 октября 2022 года пост главы города Белгорода покинул Антон Иванов, который занимал эту должность всего 10 месяцев. В настоящее время назначена комиссия, которая определит будущего градоначальника, всего комиссией зарегистрированы четыре человека: директор ООО «Сити-Бел» Владимир Бывшев, первый заместитель мэра Валентин Демидов, пенсионер Анатолий Лебединец, директор ООО «ГрадъСервис» Евгений Сошенко. Самым вероятным кандидатом является исполняющий обязанности мэра Валентин Демидов. Антон Иванов занял должность мэра после Юрия Галдуна, который тоже довольно недолго руководил областным центром. Такая быстрая смена кадров скорее всего связана с решениями губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова, который, уже не оглядываясь на местные элиты, фактически назначает своих ставленников на ключевые должности региона. Валентин Демидов работал с Вячеславом Гладковым в Крыму, где являлся директором одного из департаментов администрации г. Севастополя. Несмотря на то, что Валентин Демидов имеет большой управленческий опыт, его назначение на пост временно исполняющего обязанности мэра оценивается неоднозначно, т. к. до последнего времени «врио» не был достаточно погружён в проблемы белгородского общества и всего менее года назад переехал в Белгородскую область. Также неоднозначную оценку имеет крымский управленческий опыт Валентина Демидова, где он неоднократно критиковался за те или иные управленческие решения. Практически прифронтовое положение города Белгорода требует от нового главы максимальной консолидации с населением для решения проблем не только городского хозяйства, но и обеспечения безопасности жителей муниципалитета. По мнению действующего губернатора Белгородской области, глава областного центра в первую очередь должен обеспечивать эффективную работу коммунальных служб и содействовать благоустройству города. Общественно-политическое значение должности сводится к минимуму, что в настоящих условиях позволят сконцентрировать в руках губернатора все управленческие ресурсы.

Напомним, что конкурс пройдёт 26 декабря, комиссия выберет не менее двух кандидатов, которые представят свои программы на сессии Горсовета.

Александр АРАПОВ

Философ, профессор кафедры информатики, экономики и менеджмента Института заочного экономического образования Воронежского государственного университета (г. Воронеж)

Общая оценка работы Вадима Юрьевича Кстенина, мэра Воронежа – положительная. Хотя за год больших проектов или событий, связанных с работой городской администрации, не наблюдалось. Это ни хорошо, ни плохо. Жизнь идёт своим чередом, без особых потрясений.

Вадим Юрьевич город знает хорошо: до поста главы города был и. о. мэра и заместителем мэра по городскому хозяйству.

Раздражающим фактором в этом году для горожан стал затянувшийся ремонт на проспекте Революции. Возможно, он мог бы завершиться более оперативно, до начала учебного года. А так преподавателям и студентам приходилось пробираться в университет через развороченные тротуары.

В остальных сферах городские службы справляются нормально. Город убирают и благоустраивают в обычном режиме.

Сокращений работников в бюджетной сфере не происходит. С другой стороны, рост зарплат тоже не ощущается, хотя реалии меняются, и цены растут. Но это – проблема федерального уровня.

Николай ЕВДОКИМОВ

Политолог. Эксперт Общественной палаты Республики Башкорт*остан, доцент кафедры политологии, социологии и философии Башкирской Академии государственной службы (г. Уфа)

33-летний Ратмир Мавлиев прибыл к нам из Нефтекамска, где занимал пост главы города, и уже освоился в нашем городе-миллионнике.

Он активно включился в хозяйственные дела. В итоге тепло в дома поступило вовремя, для уборки снега закупили новую технику, а работа коммунальных служб к зимнему сезону была своевременно переведена в круглосуточный режим.

Город хорошеет – появляются уютные рекреационные зоны с современными спортивными площадками, велосипедными дорожками и фонтанами.

Совсем недавно открыли стелу «Город трудовой доблести», которая расположена на набережной реки Белой при въезде в столицу. Памятник символизирует подвиг тружеников тыла во время Великой Отечественной войны.

Мэрия готовится к празднованию большого юбилея – 450-летия Уфы, который мы будем отмечать через два года. К этой дате мэрия старается провести масштабную реконструкцию и благоустройство территорий.

Поначалу жители Уфы относились к молодому мэру с недоверием. Но городская администрация старается удовлетворять потребности уфимцев. А, по Марксу, удовлетворение одного круга потребностей порождает новые потребности. Вот из таких диалектических противоречий и состоит общественная жизнь нашего города.

Александр СПЕРКАЧ

Директор по исследованиям Центра информационных коммуникаций «Рейтинг», старший преподаватель Департамента политологии Финансового университета при Правительстве России

В нынешнем году работа мэра Ставрополя Ивана Ульянченко, как и городской администрации в целом, стала ровнее и стабильнее. Градоначальник постепенно, пусть и без революционных прорывов «в светлое городское будущее», наводит порядок в муниципальном хозяйстве. Экспертные оценки, которые аккумулирует ЦИК «Рейтинг», наглядно отображают подобный благоприятный тренд. В течение всего года Иван Ульянченко стабильно попадал в промежуток 20-23 мест исследования, лишь однажды его покинув. С одной стороны, до «пьедестала почёта» ему ещё очень далеко, с другой – в прошлый, первый год работы мэром он почти всё время демонстрировал медленный прогресс в верхней части второй группы рейтинга.

Одним из заметных событий, благодаря которым городские власти получили шанс продемонстрировать свою эффективность, был 245-летний юбилей Ставрополя.

Следует отметить открытие центра муниципального управления, что сразу перевело коммуникацию городских властей и жителей на новый качественный уровень.

Открытие новой школы, рассчитанной более чем на полторы тысячи учеников, создание новых творческих пространств для молодёжи, новых парков и скверов, расширение городских магистралей, расчистка русел небольших речушек, многие из которых давно превратились в филиалы нелегальных городских помоёк, – всё это показатели надёжной и эффективной работы мэра и городской администрации.

Разумеется, тематика, связанная с СВО, отрабатывается мэрией максимально энергично и внимательно. Но последнее я бы даже не стал ставить мэру в заслугу: сегодня такая задача является первоочередной для любого руководителя как городского, так и более высокого уровня.

Елена ФАСАХОВА

Заместитель председателя Общественной палаты города Магнитогорска

Работу Сергея Николаевич Бердникова, мэра Магнитогорска, оцениваю положительно. Не случайно Магнитогорск занял высокое положение в рейтинге моногородов России.

Результаты работы особенно видны и в сфере дорожного строительства, и общественного транспорта, и благоустройства.

В этом году у нас отремонтировали более 40 участков дорог. Трамвайный парк обновился новым подвижным составом, ремонтируются трамвайные пути. Сергей Николаевич объезжает инфраструктурные объекты и лично оценивает сроки и качество работ подрядчиков.

Большие средства город вкладывает в благоустройство придомовых территорий и общественных пространств. В городе высадили 2 тыс. крупных деревьев и более 6 тыс. кустарников. В парках и скверах регулярно меняют скамейки, построили новые детские площадки и спортивные уголки с современным инвентарём. Жители – от самых маленьких до пожилых людей – с удовольствием и пользой для здоровья проводят там свободное время.

В городе появились новые скверы и парки, в том числе парк «Притяжение», созданный при финансовой поддержке Магнитогорского металлургического комбината. Это прекрасный современный парк, аналоги которого есть лишь в крупнейших мегаполисах России. Там созданы условия для прогулок, активного отдыха и занятий спортом. Люди посетили открытие парка, а теперь по выходным с удовольствием приходят целыми семьями.

Эти и другие проекты, направленные на создание комфортной среды в городе, были реализованы с помощью инициативного бюджетирования при поддержке партии «Единая Россия».

Высокие показатели демонстрирует и экономика города. Например, официальная статистика по безработице в Магнитогрске – всего 1% населения. Это – один из лучших показателей среди городов Челябинской области.

Ко Дню социального работника, Дню медика и другим профессиональным праздникам мэр готовится вместе с городской администрацией: поздравляет работников отрасли и награждает отличившихся тружеников.

Сергей Николаевич открыт в общении. У него появилась страница во ВКонтакте. Теперь отправлять обращения можно не только в Интернет-приемную администрации города, но и в социальные сети. Думаю, жители уже оценили возможность получить оперативный ответ мэрии и ценят стремление мэра услышать все пожелания и просьбы граждан.

Юрий АНТУШЕВИЧ

Журналист, политолог, основатель и главный редактор аналитического портала-стартапа «СамолётЪ» (г. Вологда)

Вологда получила мэра, почти идеально подходящего для современной областной столицы, вписанной в современную Россию, и опровергающего цитату классика о том, что человек – «не червонец, чтобы всем нравиться».

Сергей Воропанов хочет быть «своим» для всех — губернатора и горожан: молодых, пожилых, производственников и предпринимателей, артистов, студентов, школьников… Иногда, надо признать, с некоторым перехлёстом, но, кажется, это то, что называется «стиль управления», в котором во главу угла поставлена коммуникация. Благо мэру эмпатии не занимать, а в команде полно креативщиков…

Для своей родной Вологды Сергей Воропанов сам придумал долгосрочную «экологическую» историю и написал её начало в виде стратегии «Эко-Вологды» — «города экономики замкнутого цикла и экологичного места для жизни с принципами устойчивого развития». Города, в котором хочется жить.

Смелостью стратегии «Эко-Вологды» можно впечатляться, можно иронизировать по поводу её пафоса, можно критиковать её недостатки. Так или иначе, огромным достижением для города и региона является само существование этого концептуального документа. Чётко фиксирующего: у города есть желание не «окукливаться» в статусе регионального административного и культурного центра. Вместо этого внятно декларируются и желание развиваться, и цель, к которой можно двигаться и вести за собой.

В рейтинге городов по качеству жизни (Финансовый университет при Правительстве РФ) по итогам 2022 года Вологда поднялась с 30-го (2020 год) на 13-е место среди городов с населением от 250 тысяч человек. У города один из лучших показателей в стране по качеству образования, а также высокие баллы по качеству экологической среды, заботе о жизни и здоровье населения.

Специальная военная операция позволила проявиться другим качествам вологодского мэра. Директор Центра управленческих практик «Северо-Запад» Екатерина Колесникова, например, отмечает мужество и эмпатию Сергея Воропанова, «который неоднократно уже лично выезжал с гуманитарным конвоем на новые российские территории и общался с бойцами в зоне СВО. Моральная поддержка семей мобилизованных также является одним из определяющих моментов личности мэра Воропанова». Можно добавить, что Вологда оказывает не только моральную, но и вполне ощутимую материальную поддержку — принят целый пакет соответствующих мер.

Продолжение во второй части статьи ...

*
Общественное объединение «Башкорт» признано экстремистской организацией (запрещена в РФ решением Верховного суда республики Башкортостан от 16.09.2020г.)
**
Санкт-Петербургская общественная правозащитная организация «Гражданский контроль» внесена Минюстом в реестр НКО, выполняющих функции иностранного агента
***
Минюст внес в реестр иноагентов писателя Михаила Веллера
Реклама на веке
«НАТО – наиболее вероятный противник»: Путин и Шойгу на коллегии МО РФ напомнили Вашингтону о российской ядерной триаде Национальный Рейтинг Мэров (Итоги 2022 года) - часть 2