Данное исследование ЦИК «Рейтинг» — восьмое по счёту, посвященное мэрам столиц субъектов Российской Федерации. Под «мэрами» в нём, как общее правило, понимаются избранные населением главы городов, либо, основываясь на французском первоисточнике, главы городских администраций (сити-менеджеры) в случае отсутствия в том или ином муниципалитете всенародно избранного главы. Как исключение, по результатам экспертных обсуждений и с учётом анализа откликов с мест, признан допустимым выборочный отход от жесткого следования заданному критерию. Такое изъятие позволяет с большей полнотой учитывать местную специфику.
При составлении рейтинга исследователи обращались к материалам открытых источников и инсайдерской информации. Но главное внимание специалисты ЦИК «Рейтинг» уделили учёту мнений региональных и федеральных экспертов. Именно этот источник определил конечные результаты их работы. Основной массив информации по большинству субъектов России был собран в конце ноября – середине декабря 2014 года.
Во второй половине декабря нынешнего года ожидается целая серия перемен в персональном составе участников рейтинга. Так, 17 декабря сессия Брянского городского Совета народных депутатов определит нового главу администрации (данные внесены в таблицу рейтинга); буквально через несколько дней аналогичное событие произойдёт в Кирове; 23 декабря фамилию сити-менеджера огласят депутаты Челябинской городской Думы; 25 декабря будет решаться вопрос о дисквалификации главы администрации города Ижевска. Эти пертурбации будут внесены в таблицы исследований ЦИК «Рейтинг» уже в наступающем году.
По изложенным ранее причинам в исследовании будут учитываться показатели мэра старой столицы Ингушетии — города Назрань.
В силу недостатка данных в рейтинг за декабрь не вошли Ненецкий и Чукотский автономные округа, Еврейская автономная область, вновь присоединенные субъекты Федерации – Крым и Севастополь. Кроме того, в рейтинге не рассматриваются Московская и Ленинградская области, в силу отсутствия у этих субъектов собственных столиц. В то же время, в исследовании ЦИК «Рейтинг» присутствуют города федерального значения Москва и Санкт-Петербург. В данном случае эксперты делают акцент на отношении к их руководителям, как к градоначальникам, а не как к главам субъектов.
В таблицах рейтинга отмечены столицы, где в 2014 году произошла смена мэров. Для формата и целей исследования признано лишним выделять более ранние даты вступления в должность, так же как акцентировать внимание на некоторых нюансах статуса мэра (например, различать «и.о.» или «временно исполняющий» и т.п.).
В первую группу рейтинга входят мэры, занявшие места с первого по двадцать пятое включительно.
Данный кластер продолжает оставаться «консервативным». Вместо выбывшего Павла Плотникова (г.Йошкар-Ола), его пополнил Олег Кондрашов (г.Нижний Новгород). Оба этих муниципальных руководителя не впервые входят или покидают группу лидеров. Так что и эти перемены вполне вписываются в русло традиции. Большой и пока ещё нереализованный потенциал Нижнего Новгорода уже отмечался аналитиками ЦИК «Рейтинг». До его реализации, конечно, ещё далеко, однако положительная динамика в данном случае отнюдь не подпадает под определение «погрешности»: на Экспертный Совет произвел самое положительное впечатление последовательный жесткий курс Нижегородской мэрии по контролю за строительной деятельностью на территории муниципалитета. Не секрет, что «от Москвы, до самых до окраин» (во всяком случае, в крупных городах) значительное количество наиболее болезненных проблем городского хозяйства связано именно с незаконной варварской застройкой. Впрочем, по мнению экспертов, «варварская застройка» в любом случае не может быть законной.
Владимир Евланов (г.Краснодар) сохранил первый номер в декабрьском рейтинге. При этом эксперты не могли не отметить решения мэра признать зеленой зоной участок земли, предназначенный под многоэтажное строительство. После внесения соответствующих изменений в Генплан города её застройка в рамках действующего законодательства станет невозможной. К сожалению, несравнимо чаще поступает информация о вырубке зелёных насаждений, об отведении под строительство территории различных природных или культурных объектов. Поэтому позиция мэрии Краснадара, в данном частном случае, вызвала у экспертов самые добрые чувства.
Позитивные новости пришли из Ростова-на-Дону. Сити-менеджер Сергей Горбань готов вернуть в сеть муниципальных дошкольных учреждений и отремонтировать все ведомственные детские сады. Причем данный вопрос он не намерен откладывать в долгий ящик. Впервые в городе появилась и площадка для индустриального парка. В принципе, подобная стратегически важная для города информация вполне могла бы улучшить позицию Сергея Горбаня в рейтинге. Если бы не одно но: непосредственно над ним в исследовании располагается Сергей Собянин, а перешагнуть столицу, в любом случае, задача нетривиальная.
Активная последовательная работа по регистрации прав собственности физических лиц на землю и сооружения произвела хорошее впечатление на экспертов, добавила две позиции Исламу Кадырову (г.Грозный) и изрядно пополнила городскую казну.
В первой декаде декабря 2014 г. Президент России подписал Указ о проведении в 2019 году в Пскове Международных Ганзейских дней. Изначально город добился права проводить это представительное и почётное мероприятие на общем собрании делегатов Ганзейских городов, уверенно победив в конкурентной борьбе немецкий город Халле. Псков станет вторым, после Великого Новгорода, городом России, в котором пройдут Ганзейские дни. Помимо почёта, развития международных экономических и туристических связей, победа в конкурсе откроет перед муниципалитетом дополнительные финансовые возможности на областном и, главное, федеральном уровне. Не случайно эксперты отметили это событие ростом рейтинга Игоря Калашникова, — главы администрации Пскова.
Виктор Кондрашов (г.Иркутск) вновь поднялся в рейтинге. Помимо очевидных успехов в городском хозяйстве, о которых ЦИК «Рейтинг» уже информировал читателей, эксперты не могли не отметить очень грамотную и интенсивную работу соответствующих служб мэрии на информационном поле, в том числе, федеральном. К сожалению, это встречается достаточно редко даже на уровне областной власти, не говоря уже о коллегах Виктора Кондрашова по цеху.
Среди мэров, демонстрирующих в последнем рейтинге отрицательную динамику, и.о. главы самарской администрации Александр Карпушкин (теперь уже бывший). Он получил от городского прокурора требование устранить нарушения законодательства в сфере благоустройства и безопасности дорожного движения. Не случайно попытка Александра Викторовича остаться в своём кресле не увенчалась успехом: 16 декабря 2014 года во главе городской администрации был утвержден Олег Фурсов, занимавший до этого должность министра труда, занятости и миграционной политики Самарской области. Тем не менее, негатив «времён Карпушкина» в полном объеме достался Олегу Фурсову, что предопределило понижающийся тренд главы администрации Самары в настоящем рейтинге.
Павел САЛИН
Политолог, Директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ
Татарстан вообще и Казань в частности традиционно относятся к образованиям, для которых характерен «жесткий» тип управления, с минимизацией неопределенности при тех или иных политических сценариях. Когда в России в «нулевые» годы делалась ставка на стабильность, приветствовались различного рода эксперименты, в том числе и на муниципальном уровне, например, вовлечение в политический процесс различного рода консолидированных меньшинств (просьба не отождествлять с сексуальными меньшинствами — сейчас слово «меньшинство» как красная тряпка для быка для провластных комментаторов). В любом случае власть не несла никаких рисков — если ситуация выходила из-под контроля, ее можно было изолировать в медиа-поле, — дальше все устаканивалось само собой.
Сейчас, судя по тем вводным, которые давал на недавнем семинаре для заместителей губернаторов по внутренней политике первый замглавы Администрации Президента Вячеслав Володин, на первый план выходит вопрос контроля над ситуацией — социально-политической в широком смысле этого слова. Чем меньше негативных новостей из региона (муниципалитета) — тем выше котировки региональных и муниципальных чиновников в глазах Кремля. С этой точки зрения Татарстан вообще и Казань в частности представляют «точку неопределенности» на карте России. Татарстан, который, в отличие от Северного Кавказа, считался «оплотом стабильности» с точки зрения межконфессиональных отношений и активности радикального ислама, пару лет назад дал причины для беспокойства федерального Центра. Пока рецидивов не наблюдается, мэр Казани может чувствовать себя вполне спокойно — Москва простит ему те прегрешения, которые не простит главе среднестатистического регионального центра Европейской части России.
Олег АНТИМЕНКО
Политолог, журналист (г.Ростов-на-Дону)
Сначала об ушедшем: мне бы не хотелось давать однозначную оценку Михаилу Чернышеву. Да это и вряд ли возможно сделать в нескольких абзацах в отношении руководителя, двадцать лет занимавшего пост. Тем более, что социальная и экономическая ситуация в годы его правления была крайне неоднородна: коллапс начала 90-х, кризис 1998, «стабильность» нулевых и новый кризис в 2008. И для того, чтобы дать объективную оценку мэра, необходимо было бы проводить детальный анализ внешней ситуации, вызовов, с которыми приходилось сталкиваться, соотнося с их с принятыми управленческими решениями.
Сторонники Михаила Чернышева ставят ему в заслугу то, что он сумел сохранить город от коллапса, удержать социально-политическую и экономическую ситуацию в самые сложные периоды. Однако сложно сказать, какова в этом степень заслуг собственно Михаила Чернышева и какую долю занимает поддержка со стороны тогдашней администрации области, лояльным членом команды которой был Михаил Анатольевич.
В любом случае, необходимо признать, что делая упор на «стабильность», команда прежнего мэра упустила достаточно много возможностей, перехваченных соседним Краснодаром. В итоге, к моменту перехода на новую должность, «стабильность» стала все больше напоминать стагнацию.
Сложно сказать, чем было вызвано решение о назначении на должность сити-менеджера вице-губернатора Сергея Горбаня. Безусловно, это связано с предстоящими выборами губернатора, но дело не только в необходимости иметь во главе ключевого города своего человека – Михаил Чернышев всегда был ярким представителем «вертикали» и никогда не шел против течения, не отвечая даже на эпизодические публичные встряски со стороны областного правительства. Чем, кстати, заслужил недовольство в кругу ключевых представителей местных «оппозиционных» парламентских партий.
Еще сложнее делать более или менее однозначные заключения в отношении Сергея Горбаня – слишком незначителен срок его пребывания у руля. Безусловно одно – жители города, безусловно устали от Михаила Чернышева. В городском хозяйстве накопилось достаточно много текущих проблем, которые требовали решения в режиме «ручного управления». Возникло ощущение, что главное ожидание жителей от власти – это перемены, все равно какие, лишь бы яркие и по возможности утилитарные.
И пока что Сергей Горбань полностью этим ожиданиям соответствует. И по тому, что он один из немногих руководителей, действительно способных на «ручное управление». И по первым предпринятым им шагам: практически полная замена большей части ключевых чиновников администрации города. Постоянные «выходы в народ» — как самого Сергея Горбаня, так и представителей новой команды. Объезды несанкционированных строек и едва ли не личная вендетта, объявленная сити-менеджером такому строительству. Впервые за многие годы не вызвавшая серьезных нареканий уборка улиц во время снегопада.
Ожидать, что за столь короткий срок Сергей Горбань действительно способен что-то кардинально изменить в существующей системе городского хозяйства, конечно не приходится. К тому же, сам Сергей Горбань еще не озвучил общего видения стратегических задач, к которым он намерен стремиться. Но в любом случае, заданный им тренд полностью укладывается в электоральные ожидания, а способность жестко контролировать и направлять процессы может сыграть едва ли не решающую роль в случае дальнейшего ухудшения экономической ситуации.
Вадим АНДРЮХИН
Журналист, заместитель главного редактора газеты «Новое Дело» (г. Нижний Новгород)
Областная газета «Новое Дело», в которой я работаю заместителем главного редактора, недавно провела опрос среди читателей на счёт популярности главы администрации Нижнего Новгорода Олега Кондрашова. И вот что выяснилось.
Этот политик имеет наименьшую степень отрицательного к себе отношения. Причём, наш опрос проходил в сравнении как с действующими нижегородскими политиками, так и с теми, кто руководил городом в прошлом — Кондрашов оказался в безусловном выигрыше. Также наши читатели выразили готовность голосовать за Кондрашова в случае возвращения прямых выборов нижегородского градоначальника. Степень доверия к нему может сравниться только со степенью доверия жителей области к губернатору Валерию Шанцеву, который «с разгромным счётом» в сентябре выиграл выборы губернатора.
У такой популярности, думаю, есть свои логические объяснения.
- Кондрашов максимально сосредоточился на административно-хозяйственной деятельности, устранившись от любых политических распрей. При этом он не разменивается на мелочи, вроде латания отдельных дорог или дворовых территорий. Его стратегия — восстановление исторической части города, стремясь сделать её привлекательной как для горожан, так и для гостей города. Масштабные преобразования на улице Рождественской, Волжской набережной и других исторических улиц очень заметны и поддерживаются практически всеми нижегородцами без исключения, независимо от их социального положения. Плюсом также является и тот момент, что глава администрации не забывает и о текущих делах города, жёстко контролируя работу и ЖКХ, и транспорта, и бюджетных учреждений.
- Его фамилия ни разу не мелькала ни в одном коррупционном скандале. Даже местная оппозиция, которая уже не раз уличала в разного рода не очень благовидных делах и областную администрацию, и депутатов Городской Думы, ничего не может предъявить Кондрашову. Мало того, он, похоже, вполне устраивает наших оппозиционеров. Возможно, на следующих выборах в Думу, которые должны пройти осенью 2015 года, Кондрашов станет удобной компромиссной фигурой для различных противоборствующих сил.
- Кондрашов несомненно ориентирован на социальную защищённость наших малоимущих граждан — особенно в проблеме повышения разного рода тарифов для населения. Последний пример — категорический отказ главы администрации повышать стоимость проезда для населения в общественном транспорте в следующем году. Два года назад в интервью нашему изданию он заявил: «Сегодня нижегородскому муниципалитету принадлежит около трети всей городской недвижимости. Всё остальное находится в частных руках. Вот мы и заставим частника следить за своей же собственностью и прилегающей к ней территорией. Я больше не намерен тратить бюджетные деньги на богатых. Лучше эти средства я направлю на поддержку социально незащищённых слоёв населения»… Стоит признать, что это обещание он в принципе выполняет.
Таким образом, у главы администрации сегодня есть очень хороший задел для того, чтобы успешно продолжить свою политическую карьеру.
Вторую группу рейтинга составили мэры, занявшие места с 26 по 53.
Для второй группы рейтинга, при очень умеренном обмене с соседними кластерами, характерна несравнимо большая внутренняя динамика. Как уже отмечалось, из «старшего класса» в неё прибыл совсем недавно оказавшийся на своей должности Павел Плотников (г.Йошкар-Ола). Андрей Джатдоев (г.Ставрополь) заменил ушедшего на понижение Виктора Облогина (г.Горно-Алтайск). Все эти перемены произошли без трагических рывков или падений: кто-то чуть-чуть прибавил, кто-то слегка отступил.
Безусловно, эксперты не могли не отреагировать на включение мэра Тулы Евгения Авилова в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем президента Российской Федерации.
Как и предполагалось, с течением времени начали укрепляться позиции Сергея Надсадина, мэра Южно-Сахалинска. Ресурсы столицы Сахалина вполне позволяют надеяться на продолжение данной тенденции. Несколько насторожил репутационно рискованный шаг назначения в конце ноября вице-мэром Южно-Сахалинска бывшего председателя Корсаковского собрания депутатов Магомеда Магомедова, совсем недавно отстраненного коллегами-депутатами от этой должности. Впрочем, в настоящий момент достаточно сложно разобраться в подоплёке «корсаковской истории».
Лидеры падения в группе — Александр Бобров (г.Тамбов) и Евгений Арапов (г.Оренбург). Оба они потеряли по 6 позиций, но по разным причинам. В Тамбове дело дошло до представления прокуратуры в адрес городской администрации, в связи с провальной подготовкой к отопительному сезону. В частности, команде мэра вменяют в вину отсутствие должного контроля за МУП «Тамбовтеплосервис», в результате чего взрывоопасные газовые котельные более года эксплуатировались без лицензии.
Оренбургская администрация, «прославилась» желанием выселить из временного жилища мать с двумя детьми за долг… в 900 рублей. Помимо размера задолженности, из-за которого люди могут в Оренбурге оказаться на улице, тягостное впечатление оставляют трагические события, предшествующие данной ситуации. Жилье было предоставлено семье после пожара, происшедшего по причине неисправной электропроводки. В результате погиб пятилетний мальчик. У другого мальчика, двухлетнего Тимура, обгорела нижняя часть туловища. По сообщениям СМИ, квартира, из которой теперь пытаются выселить погорельцев, изначально требовала ремонта из-за грибка, протекающих труб и разрушающихся стен. Конечно, договорные обязательства жильцам соблюдать необходимо, но, представляется, что чиновники городской администрации как-то слишком уж дёшево оценили свою репутацию. Кроме того, в конце ноября журналисты федерального канала заявили, что их избил муниципальный чиновник прямо в здании мэрии. По версии потерпевших, они прибыли в Оренбург снимать сюжет о сироте, которой местные власти не предоставили причитающееся по закону жильё.
Олег МОЛЧАНОВ
Кандидат юридических наук, член Правления Российской ассоциации политических консультантов (г.Самара)
Глава Администрации города Ульяновска Сергей Панчин назначен на свою должность решением Городской Думы в начале июля 2013 года. За прошедшее время он не отметился чем-то значительным и выдающимся. Ведет себе крайне осторожно, по принципу-семь раз отмерь-один отрежь. Не эпатирует население и сотрудников, как его предшественник, вошедший в местные анналы фразой, обращенной к подчиненным: «идите домой, но если через 9 месяцев каждый сотрудник мэрии не отчитается о рождении ребенка — сниму премию»!
Сергей Сергеевич не таков: самый вид его буквально излучает серьезность, надежность и основательность. Он ведет сугубо организационную работу, полностью оправдывает определение «мэр-это главный дворник». Он не ввязывается в политические игры. На партийные собрания старается не ходить. Не чужд прогресса: является активным пользователем интернета и его твиттер-самый быстрый и достаточно действенный способ коммуникации населений с городской властью.
Само собой, это не избавляет город и его администрацию от проблем и неприятностей, без которых, пожалуй, нигде не обходится: то обнаруживается, что строительство многоквартирного дома ведется без соответствующего разрешения и проектной документации; то жители крайне недовольны закрытием на ремонт поликлиники, на который, по слухам, нет, пока не средств, ни проектно-сметной документации; то крыши текут, то прокуратура выявляет нарушение прав более чем 200 субъектов малого бизнеса. Всё, по мере сил и финансовых возможностей, главой администрации устраняется, ремонтируется, подтягивается.
До избрания он 6 лет руководил одним из городских районов и наизусть знает любой двор в городе. Знает типичные проблемы, состояние жизнеобеспечивающих предприятий ЖКХ, дороги и т.д. Думаю, что такими незаметными и должны быть Сити-менеджеры, оставляя политику депутатам. Полагаю, что моё мнение полностью разделяют многие в Ульяновске, в частности, глава города и губернатор.
Константин КОМКОВ
Политолог, политтехнолог, заместитель генерального директора ООО «Полипринт» (г.Курск), кандидат в губернаторы Курской области от партии «Справедливая Россия» (2014 г.)
Организовывать рейтинг дело неблагодарное, а комментировать его результат – не благородное, потому что всегда найдутся критики критиков, которые обвинят в предвзятости.
В целях объективности, выделим несколько позиций и на их основе проанализируем деятельность глав администраций двух типичных российских городов – Курска и Орла. Оба города являются столицами соседних регионов ЦФО, имеют примерно одинаковые показатели социально-экономического развития, соизмеримую численность (Курск – свыше 400 тысяч жителей, Орел – около 300 000). Мэр Курска Николай Овчаров (1952 года рождения) руководит администрацией второй срок, начиная с 2008 года. Михаил Берников (1969) начал свою деятельность на этом посту в 2012 году.
На мой взгляд, позиции этих глав администраций в исследовании ЦИК «Рейтинг» наглядно отображают реальное положение дел. Причем, подобную динамику Овчаров – твердая середина, Берников – арьергард, презентует не только это исследование, но и другие аналитические материалы как в разрезе ЦФО, так и на федеральном уровне.
Один из принципиальных критериев оценки – отношения с властью субъекта, встраиваемость в систему управления. Николай Овчаров один из основных игроков команды действующего губернатора Александра Михайлова, прошедший хорошую управленческую школу советского и постсоветского периода. Городское Собрание, контролируемое представителями Единой России, лояльно главе администрации. Политические силы региона, критикуя деятельность городских служб, делают акцент на чиновниках, обходя стороной персону самого главы. Ему удается смягчать конфликт между двумя крупными предпринимателями Полторацким и Грешиловым, имеющими потребности в городской земле и некоторых инфраструктурных объектах.
Полномочия орловского градоначальника Михаила Берникова начались при ушедшем в отставку Александре Козлове, при сильной коммунистической фракции в Городском Совете и ряде просчетов прежней команды при управлении городским хозяйством. Назначение Михаила Юрьевича (избранного депутатом от Единой России) воспринималось экспертами как компромисс между партией власти и коммунистами. В некоторых рейтингах Лидером падения становится Михаил Берников. По данным исследователей, ключевое влияние тут имела уверенная победа на выборах губернатора Орловской области Вадима Потомского, избранного на свою должность с рекордным количеством голосов (89 %). Губернатор неоднократно критиковал Михаила Берникова и у них сложились непростые отношения. Претензии к Михаилу Юрьевичу основывались на том, что он оказался слабым руководителем. Город не убирается, в муниципальных предприятиях кризис. Издание Коммерсант приводило мнение областных властей, согласно которому, Берников «начал самоустраняться от решения городских проблем. Летом почти все замы Берникова ушли в отпуск, а сам он уехал в Липецкую область играть в футбольном турнире. На хозяйстве в разгар дорожного ремонта осталась единственная женщина-зам Екатерина Данилевская, курирующая социалку». Осенью областное правительство забрало у городских коллег право распоряжаться многомиллионным финансированием средств на проведение юбилея Орла в 2016 году.
Ни Михаил Берников, ни Николай Овчаров не являются медиафигурами федерального масштаба. В официальных СМИ тон публикации в основном официальный. Курские СМИ, критикуя действия городских властей, не персонифицируют ее с работой самого главы. Медиактивность Михаила Берникова в последнее время резко возросла. В ноябре сити-менеджеру удалось в этом аспекте резко подтянуться. Эксперты ЦФО поставили его на пятое место из 12-ти. В СМИ появилась позитивная информация, что он приостановил вырубку деревьев в городском парке, обвинил руководителя базы «Лесоторговая» в неэффективной работе и т.п..
Несмотря на все различия, перспективы обоих мэров достаточно туманны, хотя и по разным причинам. Выборы депутатов Орловского городского совета народных депутатов планируются на 2015 год. Несмотря на активную лояльность Михаила Берникова, шансов закрепиться на своем посту у него не много. Тем более на фоне укрепления команды действующего губернатора специалистами из других субъектов.
Николаю Овчарову на момент завершения полномочий (2017 год) исполнится 65 лет. На сегодня трудно спрогнозировать продолжит ли он работу на этом посту.
Третья группа рейтинга мэров включает тех, кто занял 54-78 места.
Третий кластер, помимо упомянутого уже возвращения в него Виктора Облогина (г.Горно-Алтайск), в целом примечателен тем, что, в определённом смысле, похож на кластер лидеров: та же «ленивая» динамика внутри, при том же минимальном обмене с соседней группой.
Вопреки однозначно негативного отношения части экспертного сообщества к фигуре Александра Чунакова (г.Волгоград), аналитики ЦИК «Рейтинг» обратили внимание на законопроект регионального министерства по управлению госимуществом, согласно которому городу, пусть и с некоторыми оговорками, предполагается вернуть полномочия по управлению земельными участками, госсобственность на которые не разграничена. В любом случае, это должно увеличить ресурсы, находящиеся в распоряжении мэрии Волгограда. Маршруты общественного транспорта, ликвидация которых широко обсуждалась в СМИ, продолжают работать, а Александр Чунаков гарантировал, что отмены социально-значимых автобусных маршрутов он не допустит.
Тверь вполне могла оказаться без такого социально значимого и привычного горожанам вида транспорта, как трамвай. Причина – задолженность за электроэнергию к декабрю нынешнего года достигла суммы в 51,5 млн. руб. В настоящий момент пути и подвижной состав крайне изношены. Что совершенно неудивительно, ведь, например, за 20 лет из 57 км маршрутов было отремонтированы только 3 км рельсовых путей. Очевидно, что сити-менеджер Юрий Тимофеев, который совсем недавно занял свой пост, не несёт всей ответственности за создавшееся положение. Тем не менее, решать проблему придётся именно ему. В целом, после несколько противоречивых заявлений, внесших в умы дополнительную сумятицу (затраты на трамвай «несоизмеримы с потенциалом городской казны», муниципалитет решил «сделать ставку на автобусы и троллейбусы»), администрация города взяла на себя обязательство изыскать средства на сохранение и даже развитие этого вида транспорта.
Валентин МАНУЙЛОВ
Политолог, Директор Института региональной политики, главный редактор журнала «Парк Белинского» (г. Пенза)
Юрий Иванович Кривов, как глава администрации города Пензы, сегодня находится в ситуации, когда от него граждане и элиты ждут каких-то действий и при этом пока негативно его не оценивают. Это связано с тем, что он назначен совсем недавно, — летом нынешнего года (таким образом, не прошло даже полугода с момента, когда он приступил к исполнению своих обязанностей). Поэтому, собственно говоря, больших претензий к нему быть не может: он ещё ни в чём не виноват. Ему следует реформировать команду, разобраться в хозяйстве, войти в курс дела и т.д. По всей видимости, упомянутый процесс реформирования команды у него потихонечку идёт, резко с плеча он не рубит, конечно, от кого-то он всё же освободился, но резких кадровых перемен при нем пока не наблюдается. Он производит впечатление терпеливого человека, который готов работать и с прежней командой. При этом определенные конфликты, конечно, назревают, хотя бы в силу нарастания кризисных явлений, которые, безусловно, обостряют все существующие противоречия. Думаю, что основные проблемы сейчас будут связаны с тем, что в бюджете нет средств, чтобы покрывать накапливающиеся многие годы долги города, образовавшиеся ещё до прихода к власти Юрия Ивановича Кривова. Соответственно, он пытается каким-то образом реагировать на создавшуюся ситуацию и чтобы приобрести авторитет, и чтобы поставить на место тех людей, которые «из тени» пытаются на него воздействовать. Конфликтных ситуаций в городском хозяйстве всегда более чем достаточно. Например, как быть со сносом неких строений, законность постройки которых оспаривается? С одной стороны, на них когда-то давали разрешения, как на временные, а по факту они оказались капитальными…. Как можно безболезненно разрешить подобные острые ситуации, в которые по факту оказались вовлечены не только элиты, но и простые горожане?
В любом случае, пока фигура Юрия Ивановича Кривова не вызывает серьезного раздражения. Экспертное сообщество отмечает изменение в стиле руководства городской администрацией, по сравнению с предшественником нынешнего главы. Разница эта вполне объяснима: Роман Борисович Чернов выходец из органов государственной безопасности, служил пограничником. По натуре он человек был вполне дружелюбный, но в качестве руководителя допускал резкости, определённую агрессию. Кроме того, за его спиной стоял не только губернатор, но и определённые политико-финансовые группы влияния. Юрий Иванович кандидат педагогических наук, изначально связанный с вузовской средой. Человек привыкший быть внимательным к собеседнику, дотошно объяснять свою позицию, доказывать, если нужно, уговаривать… За ним, — только фигура губернатора. Таким образом, и по объективным обстоятельствам он не может себе позволить резкости в заявлениях и «движениях» своего предшественника. Хотя, если говорить о стиле руководства, среди информированных жителей города имеются как те, кому больше импонировал в этом отношении Роман Борисович, так и те, кому симпатична интеллигентность нынешнего главы администрации.
Прямого противопоставления этих фигур пока не наблюдается. Всё же, при Романе Борисовиче Чернове в городе было сделано достаточно много (условия, причины, кто был, а кто не стал выгодоприобретателем, — вопрос другой), а Юрий Иванович Кривов только в начале своего пути. Кроме того, оба они являются назначенцами одного и того же человека, — губернатора, так что никакого коренного переворота в городе, после смены персоналий, изначально не ожидалось.
Роман СМИРНОВ
Кандидат политических наук, член Российской ассоциации политических консультантов (РАПК), член Избирательной ассоциации политтехнологов (ИЗБАСС), член Правления Ассоциации политических юристов (г.Москва)
В Архангельской области ужа достаточно давно и без серьезных подвижек длиться конфликт между губернатором Архангельской области и мэром города Архангельска. В последнее время происходит его активизация на почве федеральной «муниципальной реформы» и желания руководства области назначить более лояльного к областной власти мэра.
При нарастающем конфликте политических элит экономическая ситуация в области и в самом Архангельске не имеет ярких признаков улучшения. Город и его мэр во многих рейтингах находятся на последних местах и симптомов качественного рывка не наблюдается.
При этом политическая жизнь в городе и области очень активна. С одной стороны, в экспертном сообществе и СМИ активно муссируются слухи о губернаторских амбициях В.Н. Павленко, досрочных выборах губернатора, с другой стороны речь идёт в большом количестве претендентов на пост мэра и возможном уголовном преследовании мэра.
Если смотреть совсем формально, то выборы губернатора области и мэра Архангельска должны состояться в 2017 году.
Несмотря на последние конфликты, например, при принятии бюджета с представителями оппозиции в Горсовете, в городской администрации сформирована своя, достаточно «техническая» команда.
В.Н. Павленко является мэром достаточно давно – 6 лет и неплохо контролирует городскую политическую ситуацию и, скорее всего, с учётом этого выступает за прямые выборы мэра, что также может говорить об отсутствии серьезной поддержки не только на региональном, но и на федеральном уровне. При этом, на проведенных 12 декабря публичных слушаниях, о введении поста сити-менеджера, участники слушаний рекомендовали отклонить эту поправку в устав Архангельска.
В долгосрочной перспективе возможна замена мэра, но только при очень сильной и явной поддержке одной из ключевых сил – населения, федерального центра или областного цента.
С этой точки зрения возможно несколько сценариев:
С учетом возможности досрочных губернаторских выборов в 2015 году не исключается поддержка Владимиром Крупчаком губернатора, в связи с этим можно говорить о постановке на пост мэра и людей Крупчака, например Л. Базановой (Владимир Крупчак — бывший российский, ныне украинский олигарх, бывший депутат Государственной Думы РФ, имеющий интересы в регионе. В частности, есть информация, что он через подставных лиц всё ещё является владельцем Архангельского Целлюлозно-бумажного комбината);
Кроме того, возможно и усиление давление на В. Павленко и появление новых конкурентов или возрождение старых к моменту проведения мэрских выборов, в том числе и досрочных;
Не исключается и «ярославско-смоленский» вариант с уголовным преследованием мэра, по поданному заявлению депутата Госдумы, в том числе и из-за затянувшегося конфликта с областью и невозможностью полностью разрулить экономические вопросы;
Область также может продавить изменение системы выборов мэра, то есть отмену прямых выборов и выборы из состава горсовета, что повышает вероятность кооптации областных или федеральных фигур на пост мэра. Этот вариант может снизить политический накал в городе и во всем регионе. Таких вариантов, менее конфликтных, среди политиков несколько, например — Э. Белокоровин, Е .Ухин, Ю. Сердюк, Е. Вторыгина.
Андрей СЕРЕНКО
Политолог, председатель экспертного совета «Фонда изучения электоральных процессов и электоральной политики», координатор Клуба экспертов Волгограда, главный редактор газеты «Городские Вести» (г.Волгоград)
Сити-менеджер Волгограда Александр Чунаков является во многом фигурой трагической. За год работы на своем нынешнем посту он так и не сумел сформировать собственный административный и, тем более, политический стиль. Сначала Чунаков исполнял функции городского завхоза при главе Волгограда Ирине Гусевой. После ее ухода в Госдуму Чунаков попытался стать номером первым в городской вертикали власти. Однако, несмотря на то, что Чунаков в последние два-три месяца сумел усилить свое влияние на депутатов Волгоградской городской Думы и начал расставлять своих людей на некоторые важные посты в администрации города, тем не менее, эффективным главой исполнительной власти Волгограда он так и не стал. Александр Чунаков видит свою главную задачу в максимально аккуратном исполнении указаний руководства областной администрации, не более того. Собственная инициатива и стратегия развития Волгограда у Чунакова отсутствуют.
Крупнейшими провалами в работе Чунакова в 2014 году стали срыв работ по дорожному ремонту, срыв отопительного сезона, низкая явка горожан на выборах депутатов областной Думы и губернатора региона, принятие дефицитного бюджета, лишившего целого ряда льгот детей Волгограда, отвратительная работа по наполнению городской казны, неспособность навести порядок в деятельности управляющих компаний, в управлении земельными ресурсами и т.д.
В экспертном сообществе Волгограда распространено мнение, что единственная причина, по которой Александр Чунаков до сих пор остается на посту сити-менеджера — это необходимость завершения конкурсной процедуры по долгосрочной аренде «Горводоканала» и организация досрочных выборов депутатов Волгоградской гордумы. Ожидается, что в течение первой половины 2015 года обе эти задачи будут реализованы, после чего Александр Чунаков сможет, наконец-то, оставить непосильный для него пост сити-менеджера миллионного города.
Сотрудники ЦИК «Рейтинг» пользуясь предновогодним статусом данного исследования, хотят поздравить всех своих читателей, всех граждан России и, конечно, мэров и глав городских администраций с наступающим праздником. Мы сожалеем, если кого-либо огорчили в 2014 году, искренне рады, если смогли отметить чьи-либо успехи и достижения и желаем всем в наступающем году только хорошего.
Рубрика «ОТКРЫТАЯ ТРИБУНА»
(В конце каждого исследования ЦИК «Рейтинг» предоставляет возможность одному из лидеров прокомментировать результаты опроса, поделиться с читателями и другими участниками рейтинга секретами своих успехов)
Александр СОКОЛОВ
мэр города Хабаровска
Высокое место в исследовании ЦИК «Рейтинг» не может не радовать: значит, удается приносить пользу Хабаровску и его жителям, в чём, собственно, заключено основное предназначение мэра. Сам по себе очень важен взгляд со стороны, когда человек, может быть, опуская детали, оценивает общую ситуацию в регионах, сравнивает их между собой. Это касается не только рейтингов и других подобных изысканий. Мне, например, неоднократно приходилось слышать, как гости Хабаровска, в лучшую сторону отмечают благоустройство и зеленый наряд города на Амуре. Не случайно он неоднократно признавался самым благоустроенным муниципальным образованием и края и России. Хорошие отзывы коллег из муниципалитетов других городов России получает состояние основных магистралей города. Именно на этом аспекте деятельности администрации Хабаровска я хотел бы остановиться. Как нам удалось добиться в этой области определенного прогресса?
Для сосредоточения всех денежных средств в городе уже не первый год на практике осуществляется программно-целевой метод планирования. Программа работ по благоустройству территории города на 2014 год устанавливает плановый объем выполненных работ по отрасли на сумму 1,3 млрд рублей, в том числе ремонт улично-дорожной сети —660 млн. рублей. Хотя честно надо признаться, это лишь малая доля от суммы, которая требуется. В городе 954 км дорог, 1037 улиц, соответственно на содержание и капитальный ремонт без нового строительства требуется 4,5 млрд. рублей. Средств катастрофически недостаточно, к тому же бюджет ведомства по инициативе Законодательной думы Хабаровского края был лишен 600 млн из транспортного налога региона. На сегодняшний день Хабаровск как региональная столица получает всего 10% краевого транспортного налога – 68 млн, хотя именно здесь находится 58% автомобильного парка края и 48% населения. Для сравнения, Владивосток получает 38% налога. Но мы всегда ищем совместными усилиями выход из этого не простого положения
Во-вторых, управление процессом благоустройства осуществляется из единого центра, по единому плану, который оперативно корректируется ежемесячно на специальном совещании при мэре города. Если бы мы деньги распылили по разным бюджета, как говорится, раздали бы всем сестрам по серьгам, мы никогда не смогли получить таких результатов. Пока мы не достроим какую-то магистраль или улицу – за другую не беремся.
В – третьих, вся программа работ по благоустройству подчинена решению важнейшей проблеме: соединить северную и южную части города большим числом транспортных артерий. Город вытянулся вдоль Амура почти на 45 километров. Исторически все движение осуществлялось через центр и это создавало огромную перегруженность автодорог.
Три основные магистрали, которые в прежние годы призваны были обеспечивать доступный проезд из северного округа в южный, ныне забиты транспортом, число которого растет огромными темпами. В часы пик на них возникают пробки. Они требуют реконструкции и расширения. Именно на решение этой проблемы направлены наши усилия.
Что нам удалось сделать за этот год? В рамках программы по благоустройству была проведена реконструкция проезжей части проспекта 60-летия Октября на участке от Восточного шоссе до улицы Шкотова. Стоимость работ составила 79,74 млн рублей. Мы считаем, что именно так в нормативе должны выглядеть основные городские магистрали. Потому и начали капитальный ремонт улицы Волочаевская, от ул. Шеронова до ул. Юностию Она включает в себя устройство и расширение дорожного покрытия до шести полос, в том числе выделение специальной полосы для автобусов, переустройство посадочных площадок остановок общественного транспорта, переноса линии наружного освещения с новыми светодиодными светильниками, вынос инженерных сетей. Всего отремонтировано 1,5 км дороги, общая стоимость 180 млн. рублей. В ближайшее время планируется сдать еще один отремонтированный участок дороги по ул. Краснореченской — от ул. Флегонтова до ул. Кубяка, протяженностью один километр. Масштабное строительство жилых кварталов в южном округе города повлекло за собой высокую загруженность улицы Краснореченская и постоянные заторы на ней, что привело к необходимости реконструировать одну из основных магистралей города. В следующем году планируется продолжить ремонт дороги до улицы Индустриальной.
Капитальный ремонт пер. Кавалерийский-ул.Правобережная на участке от ул. Бойко-Павлова до ул. Салтыкова Щедрина еще один проект решения проблемы. Для жителей города данная дорога предоставляет альтернативный путь из Северного микрорайона в центральный район города, в объезд достаточно загруженной улицы Тихоокеанской. Продолжается крайне необходимый для города ремонт улицы Дикопольцева, за три года работ реконструировано всего 3 км дороги. В следующем году, несмотря на трудности, реконструкцию закончим.
Отдельная проблема заключена в том, что Хабаровск—город снежный. Снега у нас хватает всегда, но нынешний год выдался особенно сложным. Такого снежного ноября давненько не видели старожилы. За первую неделю выпало более среднемесячной нормы. Но мы справляемся с обильным снегопадом. Закуплен противогололедный реагент в количестве 650 тонн, который подходит для работы при температуре -15 градусов. Как показывает практика прошлых лет, данный реагент меньше загрязняет придорожные газоны, чем песко-соляная смесь. Также предприятиями отрасли благоустройства была приобретена техническая соль в объеме 410 тонн и 28 тонн песка для приготовления песко-соляной смеси. В работе по зимнему содержанию улично-дорожной сети города задействована дорожная техника муниципальных предприятий «Южное», «Восток» и «Север» в количестве 124 единиц. По мере необходимости будет привлечена техника муниципальных предприятий «Дорожник» и «Дорремстрой» в количестве 70-77 единиц. Муниципальное хозяйство достаточно многоаспектное и сложное направление, поэтому я позволил себе достаточно подробно остановиться только на одной из решаемых муниципалитетом проблем.
В заключение, пользуясь возможностью, хотя до новогодних праздников ещё осталось некоторое время, я хотел бы пожелать в будущем году счастья, успехов и преуспевания всем жителям нашей прекрасной многонациональной России! Любви Вам, здоровья и удачи!