По словам вице-премьера Аркадия Дворковича, правительство намерено расширить линейку субсидирования для маршрутов по стране.
Помочь отечественным авиаперевозчикам правительство намерено, используя два инструмента. Об этом сообщает газета «Ведомости», журналисты которой пообщались с Дворковичем.
Во-первых, по словам чиновника, компаниям будут предоставлены госгарантии по кредитам. С помощью этого инструмента удастся повысить заинтересованность банков в урегулировании проблем. Во-вторых, будет расширена линейка субсидируемых внутрироссийских маршрутов. Это сделает полеты по ряду направлений безубыточными для компаний. Как отметил Дворкович, с точки зрения бюджета цена этой меры крайне невелика - несколько сот миллионов рублей, максимум - 1-2 млрд. рублей. По словам вице-премьера, изыскать такие средства вполне реально.
Вместе с тем, он отмечает крайнюю важность инициативности самих авиакомпаний. Для того, чтобы получить от предлагаемых мер максимальную отдачу, нужна активность и со стороны авиаперевозчиков. Среди мер, которые предстоит предпринять компаниям, Дворкович, в частности, назвал рационализацию парка и маршрутов, снижение издержек, поиск возможности обеспечения операционной безубыточности хотя бы через 2-3 месяца. Не менее важным является движение со стороны акционеров, отметил вице-премьер. Так, по его словам, сильный акционер, готовый участвовать в стабилизации деятельности компании, есть у UTair.
При этом Дворкович подчеркнул, что на сегодняшний день о наличии проблем заявили UTair и «Трансаэро». Помощь компаниям будет оказана при помощи единых инструментов поддержки, заявил чиновник.
В отношении авиакомпании UTair подан уже ряд исков о банкротстве. Несколько недель назад в управлении ФССП по Тюменской области сообщили об аресте собственности перевозчика по иску Альфа-Банка. Кредитное учреждение обратилось в суд с требованием взыскать более $10 млн. Под арест попали семь вертолетов Ми-8. Кроме того, банк подал в отношении компании еще четыре иска.
Накануне иск о признании UTair банкротом подала также инвесткомпания «Авиализинг». По заявлению истца с лета 2011 года авиаперевозчик прекратил исполнение обязательств по уплате арендных платежей согласно договору об аренде авиационной техники.
Такие действия привели к тому, что компания «Авиализинг» вынуждена была взыскивать в судебном порядке определенную несколькими договорами дебиторскую задолженность по арендным платежам. С сентября 2011 года, когда суд принял первое исковое заявление, по август 2014 года, когда в силу вступил последний судебный акт по взысканию платежей за аренду, в пользу финансовой компании было вынесено более 90 решений и почти 70 постановлений. За это время сумма общей задолженности UTair перед компанией составила более 3,5 млн. рублей. В нее входит плата за аренду самолета Ту-154М, проценты за пользование денежными средствами и судебные издержки.
Претензии к UTair есть не только у Альфа-Банка и «Авиализинга», но и у Сбербанка, банка «Россия», «Сургутнефтегаза», а также аэропортов Курумоч, Толмачево и других. Общая сумма принятых судами исков уже приближается к 1 млрд. рублей.
При этом за первые 9 месяцев текущего года пассажиропоток компании вырос на 10% и достиг 9,1 млн. человек. При этом доля международных рейсов составляет почти половину от общего количества. Однако такие показатели не позволяют UTair улучшить свое финансовое положение, которое ухудшилось в последнее время также из-за падения курса рубля.
Напомним, минувшим летом авиакомпания объявила о снижении расходов на 5 млрд. рублей в год. Данная программа включает сокращение персонала и авиапарка, а также отказ от неприбыльных маршрутов. Уже в зимнем расписании UTair отказалась от 20% рейсов.