Навигация под вопросом: тушинский форс-мажор

Навигация под вопросом: тушинский форс-мажор
Фото: http://mos-holidays.ru
Намечавшееся на 1 апреля завершение ремонтных работ на участке канала им. Москвы в районе Тушино, где 10 января прорвало дамбу и вода затопила тоннель Волоколамского шоссе, переносится на 15 апреля. Между тем, специалисты считают, что с проблемой не удастся справиться и до 24 апреля, когда начнется навигация.

Все помнят, как 10 января в автодорожном тоннеле под каналом в Тушине произошло невероятное ЧП, которого не было никогда за более чем 85 лет его существования — из-за размыва грунта тонны воды из канала хлынули на проезжую часть. По счастливой случайности ни один автомобиль не пострадал, хотя в тоннеле пусто не бывает, особенно в утренние часы, когда все и случилось.

Воду слили и забыли

В общем, тогда как-то повезло. Воду тогда из канала аварийные бригады в течение нескольких часов слили, тоннель осушили. Не повезло сейчас, когда на носу - очередная весенне-летняя навигация, а воз и ныне там, как говорится. О ремонте, похоже, забыли.

Реклама на веке

В это трудно поверить, но за уже почти три прошедших после аварии месяца не сделано вообще ничего. Все это привело к тому, что под угрозой оказалась навигация на Москва-реке, в том числе и прогулки на небольших теплоходах на майские праздники в столице — «Ракеты» и «Кометы» не смогут своевременно попасть в центральную часть города из-за «обезвоженного» участка канала, который расположен над тоннелем. При полном освобождении водной поверхности от льда судам с места зимней стоянки придется идти в обход не одни сутки. Потерянное время может не дать им возможность вовремя прибыть на майские праздники к причалам в центре Москвы.

Под каналом в разное время были проложены 3 тоннеля. Первый из них, ближайший к шлюзу №8, был открыт в 1937 году. Сейчас по нему проходят трамваи. Второй тоннель, расположенный севернее первого, проложили в 1972 году, а третий, находящийся севернее второго, строили в 1999 — 2003 годах. Именно тогда, по мнению многих специалистов, были допущены технологические нарушения, спровоцировавшие аварию, произошедшую 10 января. По информации ряда СМИ, в этом месте по дну канала даже не проложена специальная гидроизоляция, обязательная при строительстве таких сооружений.

Судовладельцы уже подсчитали убытки

По данным СМИ, флотилии прогулочных теплоходов, катающих москвичей и гостей столицы мимо Парка культуры им. Горького и Воробьевых гор, сосредоточены сейчас на северных стоянках — на Химкинском водохранилище, в Кимрах и Белом городке. Они-то и оказались отрезанными от центра города закрытыми после аварии тушинскими шлюзами. Поэтому флотилиям придется сделать немалый крюк через Рыбинское водохранилище.

Специалисты уже подсчитали, что такой нелегкий переход займет не менее двух недель. Между тем, Рыбинское водохранилище, по прогнозам Гидрометцентра, сможет освободиться от льда, скорее всего, только к 5 мая. В результате прогулочные теплоходы не смогут оказаться в Москве даже к 9 мая.

Как заявил президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота Кирилл Евдокимов, «практически сорваны уже проданные экскурсии на День Победы и до середины мая. А это означает, что, как минимум, 20% от общего времени сезона три десятка наших туристических судов работать не смогут. Большой ущерб будет нанесен и нам, и летнему отдыху людей».

По словам Евдокимова, потерпят убытки и судовладельцы, занимающиеся речными перевозками транзитных грузов. Явно застрянет, как минимум, на месяц, грузовая масса объемом в 2 млн. тонн, сосредоточенная сейчас на складах в Южном порту, Коломне и Кимрах.

Как провожают пароходы...

На днях свою точку зрения на происходящее высказал и руководитель пресс-службы «Мостурфлота» Александр Филимонов. По его мнению, за навигацию ведомству особо беспокоиться не стоит.

В первую очередь он напомнил, что многодневные речные круизы проводятся на больших двухпалубных или трехпалубных кораблях серии «река-море». В прежние годы они тоже не могли из-за своей массы и габаритов проходить через тушинские шлюзы, и затянувшийся там ремонт ведомство не очень беспокоит — главное, мол, отремонтировать надежно, чтобы случившаяся авария не повторилась. Долгий ремонт тушинского шлюза им не помешает.

Большие круизные корабли при открытии навигации «под музыку с оркестром», как сказал Филимонов, сразу же отчалят от причалов Северного речного порта и пройдут под мостом МКАД в районе Химок. Затем они пойдут в этом направлении по своим маршрутам, ведь Северный речной вокзал изначально был спроектирован так, чтобы круизные теплоходы уходили сразу за кольцевую дорогу и не мешали более мелким судам плаванию по Москве-реке.

Судоходному бизнесу грозит разорение

Шлюзы в Тушино нужно запустить как можно скорее, чтобы не допустить огромных убытков и даже разорения судоходной отрасли, считает гендиректор Коломенского порта Владимир Алексеев. В Российской палате судоходства, свою очередь, считают, что если до конца навигации причину аварии на канале им. Москвы в районе тушинского тоннеля не устранят, потери грузопотока могут составить 2 млн. тонн, пассажиропотока — около 70 тыс. человек. Общие потери доходов всех судоходных компаний могут составить более 2 млрд. рублей.

Тем временем глава дирекции канала Герман Елянюшкин сообщил, что на месте тушинского прорыва пока проведены лишь подготовительные работы. К основному ремонту еще не приступали, потому что не получены разрешительные документы от Ространснадзора, которых ожидают со дня на день.

На ремонт шлюзов нужно 500 млн. рублей

Оценочная стоимость ремонтных работ на участке дамбы №294, входящей в состав Тушинского гидроузла, составляет около 500 млн. рублей.

Елянушкин уточнил, что в настоящее время руководство канала ждет заключения и «отмашки» Ространснадзора, который первоначально обещал это сделать еще 15 февраля, потом 1 апреля...

Тем не менее, запуск навигации планируется в срок, названный Федеральным агентством речного и морского транспорта. «Открытие судопропускных сооружений, между которыми находится участок канала с проходящими под ним тоннелями, запланирован на 24 апреля 2019 года», - сказано сухими строчками распоряжения этого ведомства...

В общем, концов не найдешь. Или концы — в воду. Ведомства «футболят» друг друга. Возможно, это и есть последнее ноу-хау отечественной бюрократии. Но, может быть, запустим все-таки к предстоящим праздникам знаменитые московские речные теплоходы, предварительно ударными темпами отремонтировав дамбу? Время для этого пока еще есть. Не опоздать бы ко Дню Победы 9 мая. Это тоже будет победой — над бюрократическими проволочками.

Реклама на веке
«Спартак» проиграл дерби по вине Акинфеева и его наследника При переходе на эскроу-счета обнаружился дефицит 1 трлн рублей