В докладе Госсовета, посвященном защите прав потребителей и подготовленном для главы государства Владимира Путина, отмечается, что в 2010-2016 годах количество жалоб, поданных гражданами в представительства Роспотребнадзора, увеличилось без малого в 2 раза, с 357 тыс. жалоб до 695 тыс. При этом наиболее стремительно растет количество претензий от граждан, недовольных качеством оплаченных ими медицинских услуг. Таковых стало в 3,3 раза больше.
С докладом, создание которого курировали руководитель Роспотребнадзора Анна Попова, а также глава профильной группы Госсовета, губернатор Курганской области Алексей Кокорин, президент уже ознакомился, уточняют «Известия». Он был презентован на заседании совета в минувший вторник.
Аналогичная картина наблюдается в сферах образования, связи, общепита, а также возведении жилья на принципах долевого участия. Там количество жалоб увеличилось вдвое. Сравнительно медленно растет число ходатайств россиян, получивших некачественные финансовые, туристические и бытовые услуги, их стало больше в 1,3-1,5 раза.
В Росздравнадзоре тревожную статистику подтверждают. В минувшем году федеральная служба провела ревизии в 7,4 тыс. организаций, занимающихся оказанием коммерческих медицинских услуг. Различные нарушения допустили почти 45% из них. При этом стремительнее всего растет доля нарушений при оказании гражданам медицинской помощи – таковых обнаружено более 7,7 тыс., что на 31% больше показателя предыдущего года. В 5,4 тыс. случаев клиники и частные кабинеты не соответствовали требованиям для оказания заявленных ими услуг. Еще в 1,9 тыс. случаев деятельность медучреждения в целом велась с игнорированием стандартов.
Специалисты говорят, рост числа жалоб и нарушений стал обратной стороной стремительного развития коммерческого сектора в медицине. Руководитель Лиги защитников пациентов Александр Саверский отмечает, в 2016 году граждане оставили в частных клиниках 3,2 трлн рублей, что на 1,2 трлн рублей больше, чем в 2010 году. Поэтому в целом чаще нарушать права пациентов частные врачи не стали. Не следует также сбрасывать со счетов факт повышения правовой грамотности граждан, которые все чаще жалуются на нарушение их прав, добавляет Саверский.