18+
  1. Недозарплата

Недозарплата

Недозарплата
Минтруда, основываясь на данных Минфина, сделал вывод о том, что на повышение в 2014-2016 годах зарплат бюджетникам денег в казне нет. Чтобы увеличить доходы работников одной сферы, придется урезать зарплаты работникам другой сферы, а на это уже не согласится никто - ни правительство, ни депутаты, ни профсоюзы.

Проект бюджета на 2014-2016 годы, предложенный Минфином, оказался камнем преткновения на первом заседании трехсторонней комиссии, посвященном его рассмотрению.

Так, например, Минфин выступил с предложением учитывать почасовую нагрузку при расчете зарплаты, чтобы повысить эффективность бюджета. Глава Минтруда Максим Топилин, в свою очередь, заметил, что бюджетники могут не получить повышения зарплат в обещанных президентом темпах, а вице-премьер Ольга Голодец и вовсе обещала доложить Путину о том, что Минфин превышает свои полномочия. Примечательно, что хотя проект бюджета никого не устроил, выхода из положения члены трехсторонней комиссии так и не нашли.

«В моем понимании те средства, которые предлагаются к снятию, не позволят обеспечить нам динамику повышения заработной платы», - посетовал министр труда Максим Топилин. По его словам, выделение регионам ежегодно по 100 млрд. рублей дотаций «крайне мало». «Больше денег, чем есть сейчас в бюджете, не будет. Речь идет - с кого-то еще снять, кому-то добавить» - такова позиция Минфина.

В первую очередь, по проекту Минфина опять достанется, вернее, ничего хорошего не достанется работникам образования и здравоохранения. Заявлено, что их зарплаты увеличатся, в то же время их доля в ВВП снижается. Судите сами, в 2013 году на образование запланировано 4,3% ВВП, в 2016 - уже 3,9%. Что касается здравоохранения, то тут значится понижение до 3,3% ВВП.

В 2014 году ассигнования работникам федеральных госучреждений Минфин предлагает понизить с запланированных ранее 870,2 млрд. рублей до 837,9 млрд. рублей. Однако на 2016 год финансисты предлагают заложить 910,8 млрд. рублей, что непременно скажется на повышении зарплат госчиновников с 334,2 млрд. рублей в 2014 году (против планировавшихся 320,4 млрд.) до 346,6 млрд. рублей в 2015 году (против 321 млрд. рублей) и 344,7 млрд. в 2016 году.

По расчетам Минфина львиная доля расходов ложится на плечи регионов. Часть выплат хотят переложить на внебюджетные фонды. Например, выплаты за классное руководство преподавателям с 2014 года перекладываются на уровень субъекта Федерации.

Мероприятия в рамках национального проекта «Здоровье», а это закупка нового оборудования в медицинские учреждения и неонатальные центры, Минфин хочет переложить на фонды программы обязательного медицинского страхования.

В свое оправдание Министерство финансов заявляет, что рост доходов будет незначительно превышать расходы, а сокращению финансирования подвергнутся те программы, которые были заложены ранее в «условные расходы».

«Задача Минфина - удержать дефицит бюджета в пределах 1% ВВП. Ни увеличение расходов, ни рост дефицита неприемлемы», - заявил замминистра финансов Алексей Лавров. По словам финансистов, в этом году ожидается дефицит бюджета в размере 0,56%, вместо запланированных 0,2%.

Расчеты Минфина, озвученные на заседании трехсторонней комиссии, сразу же вызвали протест вице-премьера Ольги Голодец, которая обвинила ведомство в превышении полномочий.

«Вносить проект бюджета, расходящийся с принятыми в стране параметрами, вы просто не имеете права», - возмущалась Голодец и пригрозила Минфину дисциплинарной комиссией. Кроме того, она заявила, что готова защищать 140 млрд. рублей, предусмотренных на материнский капитал и на техсредства для инвалидов.

«Вся сумма мер, которые мы приняли с вами в прошлом и в этом году, приводит к тому, что суммарно наш социальный блок дает дополнительно трансферты в федеральный бюджет плюс 470 млрд.», - заявила Голодец, напомнив и о непопулярных реформах, которые повысили взносы в Пенсионный, медицинский и прочие фонды.

Кроме того, Минфин предложил вывести некоторые категории бюджетников из аутсорсинга и учитывать нагрузку при сопоставлении зарплат - например, повысить нагрузку на преподавателей, увеличив количество студентов в группах.

Это предложение возмутило профсоюзы. Председатель ФНПР Михаил Шмаков заявил, что Минфин пытается «технически» повысить зарплаты бюджетникам, что, по сути, является мифом. В свою очередь, вице-премьер Ольга Голодец пообещала сообщить об этом президенту.

Михаил Шмаков подсчитал, что вместо положенных 40 часов в неделю стоимость труда при почасовом расчете делится на 36 часов. «Это обман, обман не только всего трудового народа… но и президента», - заявил Шмаков.

На это замминистра финансов Алексей Лавров заметил, что в одной отрасли нагрузка на работника бывает выше, чем в другой, потому показатель почасовой оплаты он считает вполне реальным.

Таким образом, проект «Основных направлений бюджетной политики», представленный Минфином, можно считать провалившимся.