Обращение к руководству глобальных платежных систем с просьбой уменьшить расценки на обслуживание безналичных транзакций завизировали представители семи ведущих ритейлерских сетей, специализирующихся на продаже непродовольственных товаров. В число подписантов вошли, в частности, «К-райта», Leroy Merlin и IKEA. Они отмечают, сейчас на долю платежных систем приходится от 80% до 90% комиссионных платежей, которые взимают банки-эквайеры. Как следствие, уровень последних установлен на достаточно высоком уровне.
В результате сети непродовольственных товаров не заинтересованы в наращивании сегмента потребителей, которые предпочитают оплачивать товары картой. Между тем, в магазинах сетей от 25% до 45% клиентов выбирают оплату картой. Учитывая, что по итогам прошлого года суммарный оборот ритейлеров-подписантов составил 500 млрд рублей, отчисления платежным системам измеряются сотнями миллионов рублей.
Ритейлеры считают, что тарифы для них должны быть установлены на уровне, применяемом платежными системами при сотрудничестве с продовольственными сетями. Практика, при которой высокие тарифы на эквайринг для непродовольственных гипермаркетов препятствуют развитию безналичного оборота, должна остаться в прошлом, отмечается в письмах компаний.
Как пояснила директор по финансовому контролю и казначейству "Leroy Merlin Россия" Татьяна Селиверстова, сегодня ведущие ритейлеры продовольственных товаров отчисляют платежным системам от 0,5% до 0,8% от суммы покупки. Для непродовольственных сетей аналогичный тариф составляет 1,4%, а общие затраты на сервис безналичных транзакций – не менее 1,5% от их суммы. При этом обслуживание наличных денег, включительно с услугами инкассаторов, обходится примерно в 0,1% от оборота. При этом в европейских государствах стоимость эквайринга сопоставима с затратами на инкассационное обслуживание, и составляет от 0,15% до 0,3% от суммы платежа.
Менеджер по связям с общественностью "К-раута Россия" Надежда Разумовская также считает целесообразной унификацию расценок на эквайринг для ритейлеров, специализирующихся как на продовольственных, так и непродовольственных товарах. Весомым аргументом должен стать значительный безналичный оборот в этом сегменте, который сегодня сопоставим с затратами, которые россияне делают в продуктовых супермаркетах.