Нижнее Приангарье ждет милостей от ВЭБа

Нижнее Приангарье ждет милостей от ВЭБа
Фото: http://npriangarie.ru/
В Красноярском крае зависло строительство железной дороги «Карабула – Ярки». Москва приостановила финансирование проекта, хотя 46-километровая магистраль готова на 90%. И без нее программа освоения Нижнего Приангарья не может обрести логическое завершение.

Железная дорога «Карабула - Ярки» должна была стать продолжением северного ответвления Транссиба «Решоты — Карабула». Ее строительство началось в 2009 году. Планировалось, что новая трасса выйдет к мосту через Ангару, введенному в эксплуатацию в конце 2011 года. Дорога строится, в первую очередь, для нужд промышленников. По ней должны перевозить лес, нефть, продукцию металлургического комплекса и строительные грузы.

Уже давно запущена Богучанская ГЭС, вовсю работает новый алюминиевый завод, в Эвенкии началась добыча нефти, но железная дорога так и не открыта. Генподрядчиком строительства второй очереди железнодорожной ветки «Карабула - Ярки» был красноярский холдинг «Илан» (первую очередь еще в 2010 году сдал «РЖДстрой»). Но затем «Илан» обанкротился. В 2014 году в отношении компании было введено внешнее управление и госконтракт на строительство с ней был расторгнут.

На тот момент «Илан» успел вырубить просеки, устроить притрассовую автодорогу, смонтировать путепроводы и 27 мостов - железнодорожных и автомобильных. Кроме того, на 100% закончено земляное полотно под железную дорогу. Незавершенными остались работы по верхнему строению путевого развития станции Богучаны, монтажу и наладке оборудования, строительству постов электрической централизации на станции Карабула, разъезде Шингачет и станции Богучаны. Не построена и высоковольтная линия. Стоимость всех работ изначально оценивалась в несколько миллиардов рублей. Основное финансирование шло из федерального бюджета. После сдачи трасса должна была перейти на баланс ОАО «РЖД».

Реклама на веке

Летом 2015 года власти нашли для «Ярков» нового подрядчика, однако уже в сентябре госконтракт с ним был расторгнут по причинам, которые для широкой общественности остались тайной. Тогда проблема активно обсуждалась в краевом Заксобрании. Беспокойство депутатов вызывало то, что объект фактически брошен. При этом дорога проложена в условиях вечной мерзлоты, и без должного ухода то, что успели построить, довольно быстро может прийти в негодность. Кроме того, рынок не ждет, и строительные материалы, и сами работы постоянно растут в цене. Ну, и местное население, как водится, не осталось в стороне от бесхозного добра… Заброшенную «железку» стали растаскивать: ветка имеет 70 искусственных сооружений - переходы, мосты, водоотводные трубы, иными словами, много чего, что можно приспособить в личном хозяйстве или сдать в металлолом.

Было решено создать рабочую группу по вопросам достройки. На тот момент речь шла о том, что для завершения объекта требуется около 2 млрд. рублей. Руководитель группы, депутат Законодательного собрания Красноярского края Сергей Зяблов, комментировать ситуацию «Веку» отказался, заявив, что это компетенция исполнительной власти.

Осенью 2016 года вопрос в Москве поднимал губернатор Красноярского края Виктор Толоконский. По итогам тогдашних обсуждений было решено создать еще одну рабочую группу. С тех пор ни об этой группе, ни о дороге «Карабула – Ярки» новостей больше не было. Как заявляют в краевом Минэкономразвития, строительство осуществлялось за счет средств Инвестиционного фонда РФ.

«Несмотря на поддержку Минтранса России и Росжелдора, а также поручение заместителя председателя правительства РФ, Минфин России в 2016 году отказал в использовании остатков средств Инвестиционного фонда на завершение строительства объекта, - сообщил заместитель министра экономического развития и инвестиционной политики Красноярского края Дмитрий Лукашевский. - В настоящее время работы на объекте не производятся, за счет средств краевого бюджета организована его охрана. После завершения строительства железнодорожная линия подлежит передаче в собственность Федерации, потому ее достройка исключительно за счет краевого бюджета представляется нецелесообразной. Сейчас идет работа с федеральными органами власти и ГК «Внешэкономбанк» по определению источников и механизма финансирования. Ясность должна появиться в первом квартале будущего года».

Источники «Века» в краевом правительстве говорят, что «Карабула – Ярки» для чиновников – больная мозоль. Железная дорога, как и весь проект Нижнего Приангарья в целом, – любимое детище прежнего губернатора края Александра Хлопонина. После того, как он ушел на повышение в правительство РФ, в течение нескольких лет постепенно руководство края покинули и люди из его команды. В том числе и те, кто отвечал за Приангарье.

«Был, допустим, замгубернатора Андрей Гнездилов. Как он ушел, так все и встало. Нынешним министрам за его недоделки отдуваться не хочется», - заявил собеседник «Века».

Что касается прохладного отношения к проекту Федерации, то его причины могут крыться в изменившихся обстоятельствах. Главным, пожалуй, клиентом «Ярков» должен был стать Богучанский ЦБК. Но комбинат пока не заработал. Как сообщил "Веку" Андрей Черкашин, генеральный директор АО "Краслесинвест", в Проектном офисе компании сейчас разрабатывается эскизный проект целлюлозного комбината по переработке как лиственной, так и хвойной балансовой древесины. Как отмечает андрей Черкашин, железнодорожная ветка «Карабула – Ярки» является жизненно необходимой для Богучанского района. Тем не менее, приходится констатировать, что за отсутствием ЦБК, в срочном строительстве дороги вроде и нет необходимости.

Местному населению от нее тоже нет проку: однопутная ветка не рассчитана на пассажирские перевозки. Зато остановка строительства радует экологов, для которых Нижнее Приангарье – одна сплошная зона бедствия. «Безусловно, железнодорожная ветка «Карабула-Ярки» будет способствовать дальнейшему хозяйственному освоению Нижнего Приангарья. Сам по себе железнодорожный транспорт - один из самых экологичных способов перевозки людей и грузов, поэтому его воздействие на окружающую среду будет носить ограниченный характер. Однако можно прогнозировать, что появление новой транспортной артерии станет мощным драйвером усиления антопрогенного воздействия на малонарушенную природную среду Нижнего Приангарья и приведет в итоге к ее деградации», - заявил «Веку» председатель Экологической палаты Гражданской ассамблеи Красноярского края Александр Колотов.

Реклама на веке
«ПРЕСС-СЛУЖБА-2017: главное PR-событие осени» Таяние льдов Антарктики оказалось не столь катастрофичным
Нецензурные и противоречащие законодательству РФ комментарии удаляются