Новое предприятие расположится возле уже существующего российского никеле-кобальтового завода. Запуск производства, сообщает пресс-служба «НН», состоится через два года. Планируемые объемы выпуска – около 300 тыс. единиц в год.
Как особо подчеркивается, совместное российско-финское предприятие будет использовать местные возобновляемые источники энергии: ветер, воду и энергию биомассы. Инвесторы подписали долгосрочное соглашение на поставку никелевого и кобальтового сырья из России. Именно от него зависит стабильная работа будущего завода. Инвестиции позволят получить доступ к рынкам всех крупных регионов с локальным производством, продолжая поддерживать быстрорастущий рынок электромобилей.
«Наше сотрудничество - шаг в сторону создания прочной платформы, объединяющей усилия лидеров индустрии в сфере поставок сырья и аккумуляторных технологий и производства», - заявил президент подразделения BASF Кеннет Лейн. По словам специалистов, рынку нужны катодные материалы с высоким содержанием никеля. С их помощью станет возможным массовое производство аккумуляторов с повышенной емкостью, что, в свою очередь, перевернет рынок электрокаров. Если они будут держать заряд дольше, спрос на них, очевидно, существенно вырастет. «Соглашение является важной составляющей стратегии по увеличению присутствия на международном рынке аккумуляторных материалов. Электромобили способны изменить никелевую промышленность на глобальном уровне», - считает вице-президент «Норникеля» Сергей Батехин.
Эксперты уверены, что именно развитие производства аккумуляторов должно сделать электрокары массовым видом транспорта. Сейчас это весьма дорогая часть машины – примерно две пятых ее стоимости (сравните с аккумулятором в привычных автомобилях). Например, одна из моделей, полного заряда аккумулятора которой хватает на 500 км пути, обойдется покупателю в 15 млн. рублей. Средний же пробег электрокара без подзарядки – примерно 150 км.
Хотя бывает, что и до этого заявленного производителем показателя на практике они не дотягивают. Но все равно стоят прилично: от 1 млн. рублей. То есть, для прорыва на рынке нужны дешевые аккумуляторы, которые быстро заряжаются и медленно разряжаются. Особенно это актуально для стран с суровым климатом и большими расстояниями. Таких, как Россия.
У нас по состоянию на март этого года было зарегистрировано всего 1,8 тыс. электрокаров. В лидерах, разумеется, иностранные бренды. Но автомобилисты выбирают и российскую Lada Elladа. В планах – развитие федеральной программы стимулирования электромобильного транспорта. Предлагается увеличить спрос на него за счет введения квот на долю электромобилей в парке государственных и муниципальных организаций, а также локализации производства машин, компонентов и зарядных устройств. Минпромторг РФ поставил цель к 2020 году довести количество электромобилей в России в совокупном объеме продаж до 15-25 тыс. единиц.
Добавим, что основные активы «Норильского никеля» расположены на севере Красноярского края. Производство здесь организовывалось в суровые 30-е годы прошлого века, когда о вопросах экологии не думали. «Благодаря» этому факту Красноярский край входит в число самых загрязненных регионов России (хотя «Норникель» не единственный в этом списке, там же расположены предприятия компаний «Русский алюминий», СГК и «Роснефть»).
Справедливости ради стоит вспомнить, что у «НН» принята многомиллиардная программа модернизации производства в Норильском промышленном районе и внедрения на предприятии современных экологических стандартов. Тем не менее, факт того, что комбинат вкладывается в европейский рынок электромобилей, у простых красноярцев вряд ли может вызвать чувство гордости. Скорее, обиды за то, что Сибирь по-прежнему рассматривается в качестве сырьевой колонии.
Крупный проект по производству электромобилей Красноярску не помешал бы. По словам специалистов, примерно 30-40% всех выбросов в миллионном городе дают личный и общественный автотранспорт. Власти периодически делают абстрактные заявления о повышении экологичности автопарка. Год назад в Красноярске даже открыли первую зарядную станцию для электромобилей (сейчас их три). Для «Россетей» это, скорее, имиджевый проект. Точное число электромобилей в городе вряд ли кому-то известно. Но можно не сомневаться, что оно невелико. Мэрия в этом году делала попытки взять на пробу один пассажирский электробус. Однако производитель, изучив климатические условия Красноярска, отказался поставлять технику. Между тем, чиновники все равно мечтают об идеальной ситуации, когда электротранспорт будет широко представлен на улицах краевого центра. «Экологическую ситуацию в городе надо менять. Электротранспорт – как раз один из способов. Он очень сильно решает вопрос загрязнения. Электромобили и электробусы – вот система, которая для нас очень важна и должна быть реализована», - заявил ранее «Веку» первый вице-мэр города Владислав Логинов.