Татьяна САНИНА встретилась и пообщалась с другом и коллегой по цеху юбиляра, музыкантом и лидером московской группы «Мегаполис» Олегом Нестеровым, который рассказал ей, как произошло его знакомство с Борисом Гребенщиковым*.
- Помню очень хорошо. Шел 1985-й год. В районе гостиницы «Советская» на Ленинградском проспекте был жилой дом, в ЖЭКе которого Сергей Курехин играл очередной концерт с «Поп-механикой». В этом проекте принимали участие музыканты рок-групп «Аквариум», «Кино», «АукцЫон» и другие. В тот день на сцене были Курехин, Валентина Понамарева, Борис Гребенщиков, который играл на гитаре.. Надо сказать, играл очень правдиво, в отличие от Курехина, который весь концерт проиграл веником по струнам. Я тогда входил в состав музыкального коллектива «Елочный базар», а в том ЖЭКе мы ставили аппаратуру и свет. Я сидел рядом со звукорежиссером и с большим интересом наблюдал за происходящим на сцене. «Поп-механика» мне очень нравилась. Гребенщиков порвал провод от гитары, нагнулся ко мне и спросил: «Слушай, а нет провода запасного?» Я достал запасной шнур, он включил гитару и доиграл концерт до конца. Так состоялось мое первое личное знакомство с Борисом Гребенщиковым.
- А когда произошло неличное знакомство?
- Начало 80-х. Студенческие зимние каникулы, Дом отдыха. Мы играем целыми днями в теннис, пьем портвейн и слушаем два первых альбома «Аквариума».
- Андрей Тарковский как-то сказал, что предметом искусства может быть все… Вопрос только в том, как это показывает художник. В чем, по-вашему, талант Бориса Гребенщикова?
- Гребенщиков любопытен как ребенок. Его любопытство и внутренняя свобода не дают ему стареть. Он очень искренне открыт миру и всему новому.
- Наверняка вы обсуждали с ним свое и его место в музыкальном пространстве. Что он хочет сказать своими песнями, стихами, альбомами? Или, может, он как Феллини, просто избавляется от груза личного опыта?
- Феллини правильно сказал. Любой творческий человек пропускает через себя все происходящее, потом в какой-то момент времени делает фотоснимки и раздает людям. Вот и Гребенщиков, что-то поняв, фиксирует это и дарит всем желающим в форме песен и полноценных альбомов.
- Какая песня Бориса Борисовича нравится вам больше всего?
- У меня есть любимая песня. Она из юности. Слова в ней такие (напевает):
Танцуем всю ночь, танцуем весь день,
В эфире опять одна дребедень,
Но это не зря, хотя, может быть, невзначай
Гармония мира не знает границ - сейчас мы будем пить чай…
- При упоминании имени Бориса Гребенщикова молодое поколение первым делом вспоминает его песню «Рок-н-ролл мертв». Олег Анатольевич, а рок-н-ролл действительно мертв?
- Знаете, рок-н-ролл обрел свой полюс, как когда-то свою нишу нашла и классическая музыка, и джаз, и блюз. Гонцы доскакали до океана и поняли, что дальше суши для рок-н-ролла нет, и вернулись туда, где было лучше всего. А лучше всего было на рубеже 60-70-х годов, когда в музыке была правда. Некоторые говорят, что сейчас в моде ретро рок, рок винтаж. Но все это звучит так глупо. Я считаю, что рок-н-ролл обрел свое финальное звучание…Но продолжение следует…
- Что Вы пожелаете Борису Борисовичу?
- Засыпать и просыпаться с улыбкой на лице!