Пан про рубль сказал - доллар тут же «попал»

5390
Предложение польского представителя Европарламента загнать рубль «в изоляцию», отменив свободную конвертацию российской нацвалюты, было встречено рынком неожиданно - вниз резко пошел… доллар. В санкционных порывах против РФ Европа выглядит все более нелепо, учитывая то, что многие из них не выгодны, в первую очередь, ей самой.

Напомним, вице-спикер Европарламента Рышард Чарнецкий призвал Европу исключить рубль из международного финансового оборота. Представитель Польши также отметил, что в отношении России нужно заранее подготовить «профилактические санкции», «работать на опережение», чтобы «строптивый Кремль» пересмотрел свою позицию в отношении Украины.

Иными словами, если раньше Россию «долбили» санкциями в ответ на «проступки», многие из которых она не совершала, то теперь предлагается делать это превентивно - на всякий случай. Спикер Госдумы Сергей Нарышкин высказался на счет этого весьма экзотического предложения Чарнецкого, пожалуй, максимально дипломатично. «Такие заявления говорят о степени политической безответственности автора и об уровне его интеллектуальных способностей», - заявил Нарышкин, добавив, что эта идея нереализуема.

Российский рубль и так не распространен в еврозоне в качестве расчетной валюты, а ЕС с таким санкционным решением рискует получить ответ со стороны Москвы. «Нельзя запретить то, чего нет, - подтвердила «Веку» аналитик «Альпари» Анна Кокорева. - Рубль почти не используется при международных расчетах. Со стороны Польши это выглядит более чем глупо, потому что страна покупает у нас газ и, возможно, скоро будет делать это именно за рубли. Все это не более, чем неумелая попытка оказать политическое давление. Нельзя запретить явление, которого нет в природе».

Реклама на веке

По словам экономиста Дмитрия Адамидова, ограничение конвертации рубля действительно никому не выгодно и не нужно. «Как известно, слово «парламент» произошло от французского глагола parle - говорить. Иногда складывается впечатление, что слово «европарламент» произошло от идиоматического выражения «говорить глупости», если не с точки зрения филологии, то по смыслу, - заявил аналитик «Веку». - Европарламент так же, как и ПАСЕ, регулярно «радует» нас своими чудесными инициативами, большинство из которых остаются только на бумаге. Чтобы ограничение конвертации рубля на самом деле случилось, политическая ситуация в Европе должна стать примерно такой же, как сегодня на Украине. До чего, слава Богу, европейцы пока не дошли и, будем надеяться, вряд ли когда-нибудь дойдут».

По словам замминистра промышленности и торговли РФ Георгия Каламанова, в ближайшее время Россия и Китай могут перейти на расчет по ряду сделок в рублях. Но роль российской нацвалюты явно переоценена европейскими политиками - ведущей мировой валютой остается доллар. Кстати, последний отреагировал на предложение представителя ЕП весьма неожиданно.

«Накануне доллар резко просел и сейчас пока что дешевеет, - сообщил «Веку» аналитик Дмитрий Голубовский. - Очевидно, что это прямо противоположная реакция той, которая должна была быть в том случае, если бы эта новость имела бы какое-то значение. Но она не имеет значения вообще - это просто некомпетентное высказывание некомпетентного человека».

Эксперт добавляет: свободная конвертация рубля обеспечивается московской биржей. «Этим все сказано. ЕС может лишь запретить хождение рублевых инструментов в своей юрисдикции. Я слышал, что есть рублевые евробонды, но это такая экзотика, запрет которой никак не повлияет на рынки», - заключает Голубовский.

«Предложение польского депутата - это, скорее, что-то из разряда «назло бабушке уши отморожу», - пояснил «Веку» вице-президент компании «Золотой монетный дом» Алексей Вязовский. - Дело в том, что если нашу валюту исключат из международного финансового оборота (практически это означает отказ в обслуживании российских банков в международной системе СВИФТ), то, скорее всего, данное событие станет форс-мажорным поводом для того, чтобы отечественным кредитным организациям и корпорациям не отдавать кредиты, которые они взяли в евро и долларах. А это около $600 млрд! Наконец, подобный удар по финансовой системе повлечет за собой запрет на конвертацию зарубежными банками, которые работают в России, своих авуаров - фактически случится 98-й год, когда активы западных компаний зависли на корсчетах и депозитах. Думаю, что подобное развитие ситуации не выгодно никому».

Возможно, в польском евродепутате заговорила простая обида: Польша одна из тех, кто больше всех пострадал от ответных санкций РФ - экспорт яблок и других фруктов перекрыт, и страна, по оценке инвестбанка ING, может потерять около 23 тыс. рабочих мест - больше, чем соседи по ЕС.

В общем, говорят эксперты, заявление Чарнецкого - скорее всего, не более, чем популистская риторика. Польша и без того уже считается этакой «чудачкой» ЕС, которая выдвигает идеи одна абсурднее другой.

Много сказано о том, что российские контракции, увы, во многом бьют по самим россиянам. Но в данном случае пан Чарнецкий, видимо, предложил коллегам по ЕС «высечь самих себя», направив стрелы против европейских компаний и банков. «Есть система корреспондентских счетов. Те зарубежные банки, которые хотят обеспечивать для своих клиентов возможность делать денежные переводы, в том числе и в рублях, ищут российский банк-корреспондент, например Сбербанк, и заключают с ним соглашение о корреспондентских счетах, - пишет независимый эксперт Дмитрий Тратас в ИТАР-ТАСС. - Такие корреспондентские отношения с российскими банками нужны в первую очередь зарубежным партнерам».

Реклама на веке
Первые 32 "КАМАЗа" с гуманитарной помощью начали движение по территории Украины Приднестровье ввело в обращение монеты из пластика

Летать становится опаснее? Ученые объясняют рост авиакатастроф в 2025 году

129
Летать становится опаснее? Ученые объясняют рост авиакатастроф в 2025 году
Фото: https://www.dailymail.co.uk/sciencetech/article-14809289/Is-flying-getting-dangerous-Scientists.html
В 2025 году число жертв авиакатастроф резко выросло. Ученые объясняют, почему это не значит, что летать стало опаснее. Разбираем статистику и причины трагедий.

2025 год начался с череды трагических авиационных происшествий, унесших жизни сотен людей. По данным экспертов, за первые шесть месяцев года в авиакатастрофах погибло 460 человек, что почти вдвое превышает среднегодовой показатель последнего десятилетия. Однако специалисты утверждают: несмотря на тревожную статистику, полеты не стали опаснее.

Череда катастроф: что произошло?

13 июня самолет Boeing 787 авиакомпании Air India, выполнявший рейс из Ахмадабада в Гатвик, рухнул на жилой район через несколько минут после взлета. Погибли все 260 человек на борту, кроме одного. Эта авария стала одной из самых масштабных после крушения Malaysia Airlines MH17 в 2014 году.

Реклама на веке

Ранее, в начале года, столкновение лайнера American Airlines с военным вертолетом над Вашингтоном унесло жизни 67 человек. В марте еще 13 погибли при крушении у острова Руатан. Подобные инциденты привлекли внимание мировых СМИ, породив вопрос: действительно ли авиаперелеты стали рискованнее?

Статистика против восприятия

Ян-Арвед Рихтер, основатель консалтинговой компании Jacdec, отмечает, что среднее число жертв авиакатастроф за год составляет около 284 человек. Таким образом, 2025-й уже превысил этот показатель, хотя прошла только половина года.

Однако эксперты призывают не делать поспешных выводов. Доктор Саймон Беннетт, специалист по гражданской безопасности из Университета Лестера, поясняет: «Безопасность полетов имеет волнообразную динамику. Если рассматривать короткий период, может показаться, что ситуация ухудшается, но в долгосрочной перспективе авиация становится только безопаснее».

Действительно, 2023 год стал одним из самых благополучных в истории: ни одной смертельной аварии с участием коммерческих авиалайнеров. А по данным Управления по расследованию авиационных происшествий Великобритании, уровень аварийности продолжает снижаться.

Почему происходят катастрофы?

Хотя расследование крушения Air India еще продолжается, эксперты выделяют несколько возможных причин:

1. Экстремальные погодные условия. В день катастрофы температура в Ахмадабаде достигала 37°C, что снижало подъемную силу самолета.

2. Ошибки экипажа. По предварительным данным, шасси и закрылки были убраны на высоте всего 600 футов, что могло привести к резкой потере высоты.

3. Технические сбои. Одновременный отказ двух двигателей маловероятен, но не исключен.

Доктор Сэмми Диасинос, аэродинамик из Университета Маккуори, отмечает: «Boeing 787 способен лететь даже с одним работающим двигателем. Для такой аварии должны были совпасть несколько критических факторов».

Вывод: стоит ли бояться летать?

Несмотря на трагические события, статистика подтверждает: авиация остается самым безопасным видом транспорта. Вероятность погибнуть в авиакатастрофе составляет примерно 1 на 11 миллионов, тогда как в ДТП — 1 на 5 тысяч.

«Люди склонны переоценивать риски авиаперелетов, — говорит Беннетт. — Вы в большей безопасности на высоте пяти миль, чем у себя дома. Но убедить в этом общественность крайне сложно».

Эксперты уверены: нынешний всплеск аварийности — временное явление, а технологии и стандарты безопасности продолжают совершенствоваться. Главное — не поддаваться панике и доверять данным, а не эмоциям.

Реклама на веке
Оливковое масло под вопросом: как полезный продукт может способствовать ожирению
Реклама на веке
Реклама на веке