Нижняя палата парламента готова отсрочить переход на обязательный прием банковских карт всех торговых точек страны, включительно с киосками и онлайн-магазинами, на полтора года – на январь 2023 года вместо июля 2021 года, сообщил в беседе с РБК руководитель думского финансового комитета Анатолий Аксаков. Для переноса сроков потребуется откорректировать закон «О защите прав потребителей», необходимые изменения уже разрабатываются, их рассмотрение ожидается на весенней сессии.
По словам Аксакова, торгово-сервисные предприятия в зависимости от оборота будут переводить на обязательный прием платежных карт поэтапно. С января 2020 года терминалы появятся в магазинах с выручкой не менее 20 млн рублей в год, с января 2021 года – 10 млн рублей. С начала 2022 года терминалами будут оснащены все торговые точки с выручкой от 5 млн рублей в год, а с января 2023 года – все заведения торговли и сервиса. Сейчас терминалы, принимающие карты «Мир», должны иметься во всех магазинах с годовой выручкой от 40 млн рублей, при условии, что они располагаются в местности с доступом ко всемирной сети.
В Центробанке постепенный перевод магазинов на прием безналичной оплаты поддерживают, указывая, что необходимо принимать во внимание наличие платежной инфраструктуры в удаленных населенных пунктах. В Госдуме добавляют, переход на оплату картами повысит прозрачность продаж, в том числе дистанционных. Контрафактные товары, как правило, реализуются малыми фирмами, принимающими только наличную оплату, полагают авторы законопроекта. Отпуск такой продукции нередко производится через онлайн-магазины, поскольку они фактически не контролируются государством.
В Ассоциации компаний интернет-торговли говорят, сегодня по безналу оплачивается примерно половина приобретенных в рознице товаров, в то время как в онлайн-магазинах покупатели картами рассчитываются за 60-75% заказов. Президент АКИТ Артем Соколов считает, что обязательный прием безналичной оплаты будет способствовать выравниванию конкуренции, поскольку сегодня онлайн-магазины с приемом карт закладывают в продукцию затраты на эквайринг, а те, кто принимает исключительно наличные, - нет.