Напомним, в минувшее воскресенье, 8 июня, около 22:00 на 4-м километре платной объездной дороги в сторону Москвы перед Ромашково обвалился грунт. В результате образовалась яма размером 2,1 м на 3,4 м глубиной 0,5 м. Сейчас на месте провала продолжает работать подрядчик, сообщают в ГК «Российские автомобильные дороги» (госкомпания «Автодор»). Движение на трассе по-прежнему ограничено по двум полосам из четырех.
Специалисты изучают масштаб происшествия и решают, какие восстановительные работы необходимо провести. Сроки ликвидации провала пока неизвестны - сам ремонт на трассе начнется только после получения экспертного заключения. Но по предварительным данным, которые представляют сам «Автодор» и консорциум ОАО «Главная Дорога», причиной возникновения ЧС могли быть «работы сторонней организации по прокладке водовода, проходящего под автодорогой». Отметим, работы на участке проводит строительная компания ЗАО «Трест МСМ-1» по заказу МУП «Служба капитального строительства Одинцовского муниципального района».
Коммунальщики, как сообщалось, проводя дорожно-строительные работы, совершали так называемый «прокол» грунта и «прокололись», наткнувшись на скопление грунтовых вод. «Обвал грунта случился по вине строительной организации. Причем это был не подрядчик, а сторонняя компания, которая проводила на этом месте работы», - повторяют в «Автодоре» и подчеркивают: мол, обвал произошел не из-за конструктивных особенностей дороги или ее несоответствующего содержания.
Но чаще всего, по мнению экспертов, грунт может обвалиться именно из-за деформации старых коллекторов, колодцев, естественных пустот, а также после размыва грунта водами. Иными словами, по вине строителей или проектировщиков. И это еще в районе не было достаточно сильных и затяжных ливней!
«В данном случае действует «золотое» правило менеджмента в строительстве - в любом ЧП виноват кто угодно, только не ты, - пояснил «Веку» аналитик Дмитрий Адамидов. - В действительности, причины обрушения могут быть самые разные: ошибки при проектировании; спроектировали правильно, но что-то неправильно сделали при строительстве; и проектировали и строили правильно, но проблемный участок принадлежал другой организации, с ней не смогли договориться, пришлось сделать «как есть»; наконец, действительно форс-мажор; комбинация из всех перечисленных выше обстоятельств».
По словам эксперта, доподлинно знать причину может только непосредственный руководитель строительства. «Отмечу лишь, что платная дорога от обычной отличается только взиманием платы. Коренного улучшения качества строительства там нет и быть не может: этого всеми силами не допускает прежде всего «Автодор», последовательно блокируя использование современных технологий строительства, которые во всем мире применяются уже не первое десятилетие», - подчеркивает Адамидов.
Действительно, Северный обход Одинцова – самая дорогая платная дорога в Европе. Стоимость проезда по небольшому платному участку трассы для легковых автомобилей составляет 150 рублей днем и 80 рублей ночью. Для сравнения: проезд платного участка трассы «Дон» (48 – 71 км) в Подмосковье стоит 30 рублей - гораздо меньше.
Эта 18,5 км магистраль - от МКАДа до 33-го км трассы М1 «Беларусь» - была торжественно введена в эксплуатацию всего полгода назад, 26 ноября 2013 года. Общая стоимость строительства составила 25,48 млрд рублей, проект был реализован для разгрузки самого Одинцова и Минского шоссе, однако периодически водители все же попадают в пробки и на платной дороге, на что, в частности, обращают внимание компании, оказывающие на коммерческой основе грузовые перевозки по Москве и области. В августе прошлого года стройку платной трассы осматривал президент РФ Владимир Путин, а в ноябре первыми этот участок опробовали премьер Дмитрий Медведев и мэр Москвы Сергей Собянин.
«Государственно-частное партнерство дало свои прямые результаты на дороге», - радовался Медведев. Отметим, обход Одинцова - первый концессионный проект федерального уровня: в 2009 году соответствующее соглашение сроком на 30 лет подписали Федеральное дорожное агентство министерства транспорта РФ («Автодор») и консорциум ОАО «Главная Дорога» (сформирован УК «Лидер»). Данная концессия предполагает, что государство и частник договариваются о размере инвестиций каждой стороны, причем концессионер не только строит, но и эксплуатирует трассу, а взамен получает возможность заработать на плате за проезд. Теперь здесь «рулит» ООО «Новое качество дорог» (оператор консорциума), тогда как прочие платные дороги в стране обслуживает «дочка» Автодора - ООО «Автодор - Платные дороги».
С МКАДа на платный участок ведет новая Молодогвардейская развязка, которую построили целиком за счет бюджета, выложив 19,4 млрд рублей. Подряд на ее строительство получила группа АРКС (25% у Геннадия Тимченко). На сам проект платной автодороги щедро взяли 11 млрд рублей из средств Инвестиционного фонда РФ, оставшиеся деньги были привлечены концессионером.
В консорциум вошли португальская Brisa, австрийская Alpine Bau и «Стройгазконсалтинг» - основной подрядчик «Газпрома». Как сообщали ранее «Ведомости», деньги привлекались за счет проектных облигаций, которые выкупали в основном пенсионные фонды, в том числе «Газфонд» и НПФ «Благосостояние».
А сама УК «Лидер», как сообщается на сайте компании, занимается доверительным управлением пенсионными резервами НПФ, управлением средствами страховых компаний, средствами пенсионных накоплений граждан, активами ОПИФ и ЗПИФов, средствами фондов федерального значения («Военная ипотека», Фонд обязательного страхования вкладов, Агентство по страхованию вкладов).
Объясняя традиционно «бриллиантовую» стоимость этой автодороги, участники проекта заявляли, что она была построена «с применением новейших технологий, а также с соблюдением всех современных природоохранных норм». Ранее, помнится, экспертов возмущала цена на дорогу от МКАД до «Сколково», длиною 5,4 км за 5,75 миллиарда рублей. «$36 млн/км! В Америке более широкие и качественные дороги строят за $7-10 млн/км. За эти деньги можно намазать всю дорогу слоем черной икры толщиной в 50 см!» - кричали блогеры.
В данном случае 18,5 км потребовали 25,48 млрд рублей – то есть уже почти 1,4 млрд рублей за км. Да, было объявлено, что к работе над проектом привлекли самые передовые российские и западные компании в этой области. «Применялись технологии гидроизоляции дорожного полотна по стандартам, которые увеличивают срок его службы до 30-40 лет, в то время как в России этот показатель - пять-восемь лет. Также впервые в России были применены ливневая канализация и дренаж из композитных материалов, благодаря чему была достигнута «абсолютная коррозийная устойчивость и повышена в два раза пропускная способность труб», - сообщалось в СМИ.
А по итогу – провал в асфальте. А, по сути, вероятно, и провал участников проекта, в который вбухали средства Инвестфонда и пенсионных накоплений граждан. Сколько еще неприятных сюрпризов преподнесет водителям эта «золотая» дорога, на которой, вполне возможно, «намыли» больше денег, чем настелили покрытия?