«Почта России» ударила по тормозам

«Почта России» снизила скорость доставки до минимума за пять лет. В Минкомсвязи и самом национальном почтовом операторе уверяют, что ситуация скоро улучшится. Однако, вполне вероятно, власть снова «гонит волну» пустых обещаний - эксперты не видят перспектив ни в предлагаемых реформах, ни в новом руководстве ФГУП.

Не успел премьер-министр Дмитрий Медведев заявить о том, что «Почта России» без принятия революционных мер может просто сгинуть, как национальный оператор вновь оказался в центре скандала - на днях в Битцевском парке Москвы был найден мешок выброшенных и обгоревших писем. Выяснилось, что таким своеобразным способом начальница одного из столичных почтовых отделений избавилась от невостребованной корреспонденции, хотя по закону она должна была оформить своевременный возврат писем, у которых истек срок хранения в ОПС.

Привычная в советские времена почта с развитием интернета уходит в прошлое: мало кто сегодня пишет письма на бумаге, покупает конверты и марки - в интернете можно общаться бесплатно и быстрее. Кроме того, бесплатная почта на Post.su обладает рядом дополнительных сервисов: от мультиязычности до форума и досок объявлений.

Аналогичное происшествие с письмами, не дошедшими до своих адресатов, произошло и в прошлом году. Тогда виновников найти не удалось, но по итогам внутреннего разбирательства «Почты России» уволили всех почтальонов во главе с начальником ОПС по статье «Недоверие».

Реклама на веке

Для «Почты России» инциденты с пропавшей корреспонденцией, увы, не редкость. На днях об этих проблемах как раз говорил премьер-министр РФ. «Деятельность почты подвергается колоссальной критике, очень много нареканий, жалоб, - заявил Дмитрий Медведев на правительственном совещании. - Люди ждут свои посылки, письма, отправления различные в течение нескольких месяцев, а иногда вообще все это выглядит совершенно ужасно - просто все это на свалку выбрасывается и не доходит до получателя».

Вслед за заявлением Медведева Национальная ассоциация дистанционной торговли (НАДТ) измерила скорость доставки «Почты России» и выяснила, что стало хуже, чем пять лет назад. Теперь на доставку простых писем в среднем уходит больше двух недель, и это на четверть превышает правительственный норматив - 11 дней. Лишь 37% посланий доставляется в первые десять дней после отправки - это самый низкий показатель с 2008 года. Такое увеличение сроков в НАДТ связывают со снижением эффективности почтовой инфраструктуры.

Премьер-министр добавляет: национальному почтовому оператору мешает несовершенная система управления, обработка корреспонденции вручную и низкая зарплата почтовиков. Данные об увеличении сроков доставки подтверждают и в Минкомсвязи. Однако замминистра Михаил Евраев успокаивает: ситуация непременно улучшится, ведь ведомство сменило руководство национального почтового оператора и провело модернизацию предприятия. Напоминает сказку про белого бычка, считают наблюдатели, - чиновники уже много лет обещают улучшить качество почтовой связи, но воз, как говорится, и ныне там, если вовсе не покатился вниз.

На сей раз власти обещают провести серьезную реформу в течение десяти ближайших лет, для этого в профильном министерстве разработана стратегия развития «Почты России» до 2023 года. Предполагается, что до этого времени предприятие должно превратиться в самоокупаемый почтовый бизнес, затраты на трансформацию в ближайшие пять лет составят 140 млрд. рублей. Но самое интересное заключается в том, что, вероятно, уже до конца 2014 года «Почта России», приобретя организацию с банковской лицензией, создаст Почтовый банк.

В Минкомсвязи надеются, что уже с 2018 года более половины доходов почтового оператора обеспечат именно банковские услуги. Для повышения качества услуг и модернизации логистики могут быть привлечены частные инвесторы, хотя полной приватизации структуры в ближайшее время вряд ли стоит ждать.

Многие эксперты и блогеры, однако, считают идею с банковским бизнесом почты утопичной. По крайней мере, в том виде, в котором ныне пребывает ведомство, вряд ли оно кого-то заинтересует. «Эта идея реальна при росте стоимости услуг и значительном сокращении отделений в малонаселенных местах, - пояснил «Веку» аналитик УК «Атон-менеджмент» Дмитрий Голубовский. - Предприятие вполне может стать качественной курьерской службой под брендом «Почта России», но тогда ей придется перестать быть почтой России - в смысле организацией, доставляющей по приемлемой цене корреспонденцию в любой уголок страны. Впрочем, уже сейчас не в любой - количество населенных пунктов без почтовых отделений неуклонно растет».

Впрочем, считает эксперт, не исключены и компромиссы - письма можно доставлять с большими интервалами, но это не подойдет для периодики. Что касается желания взять на себя банковские функции, едва ли почта может конкурировать со Сбербанком, который предоставляет весь комплекс банковских услуг, включая электронные блиц-переводы, замечает Голубовский.

«Резюмируя, лично я за то, чтобы почта оставалась государственной службой. Просто ее работу надо привести в порядок, - говорит аналитик. - Почта, на самом деле, очень важный государственный институт».

Многие наблюдатели были также озадачены той самой критикой Дмитрия Медведева, которую премьер обрушил на почтовиков. Напомним, он заявил, что без серьезной модернизации «Почта России» «обречена на исчезновение». Политологи были немало удивлены подобным натиском главы кабмина, ведь нынешний глава почтового ведомства Дмитрий Страшнов возглавил ФГУП всего полгода назад, а критику логичнее было бы адресовать прошлому руководителю Александру Киселеву. Именно при нем в начале года выросла «пробка» международной почты.

Некоторые эксперты посчитали, что проблема может крыться в борьбе между Кремлем и правительством - возможно, Страшнов не устраивает кого-то из представителей «медведевского клана». Как сообщала «Газета.Ru», ссылаясь на собственные источники в экспертном сообществе, «в группу поддержки Медведева входят такие влиятельные личности, как Александр Волошин, Алишер Усманов и семья Билаловых. Страшнов пришел совсем из другой среды и занял электорально очень важный ресурс».

О важности ресурса говорит и депутат Госдумы Валерий Рашкин. По его словам, «Почта России» деградировала окончательно, причем, абсолютно по всем признакам. «Я уже не говорю о техническом отставании этой некогда крупнейшей почтовой империи мира, отсутствии адекватного менеджмента, нежелании и неумении следовать техническому прогрессу, вместо которого они решили превратить свои отделения в коммерческие ларьки, где торгуют памперсами, - заявил парламентарий «Веку». - Дело в том, что у работников почты не осталось профессиональной гордости, они дезориентированы, их не ценит начальство и не уважают граждане. Сама профессия умирает, хотя почта будет всегда, а вот кто будет работать, зависит от воли руководства страны».

А руководство страны вместо того, чтобы модернизировать «Почту России», использует ее в своих грязных политических играх, считает Рашкин. По его словам, оппозиционные партии во время выборов уже отказываются от сотрудничества с «Почтой России», лишая ее тем самым огромных доходов. А почему? «Потому что наши почтари полностью «легли» под административный ресурс, - возмущен коммунист. - Они тормозят посылки с агитационными материалами, которые пересылаются миллионными тиражами, иначе их вызовет на ковер местный «единоросс» и отругает. Зато какой-нибудь руководитель регионального отделения «Почты России» за сговорчивость может получить мандат в местном заксобрании или горсовете. Разве это бизнес? Причем, обещания преференций рядовым почтовикам после выборов забываются».

Так что здесь нужен не новый «эффективный менеджер» типа Страшнова, а человек, который знает специфику почтовой работы, историю организации и готов работать, не оглядываясь на местные власти, резюмирует Валерий Рашкин.

Из справки «Ведомостей»: Дмитрий Страшнов в 1994 г. возглавил российское подразделение компании Electrolux Home Appliances. С 2000 по 2009 г. работал в компании Philips на различных позициях. С июля 2009 г. по декабрь 2012 г. занимал пост президента и гендиректора «Tele2 Россия». За время его работы число абонентов Tele2 в России увеличилось с 10 млн. до 22,5 млн., а число регионов почти удвоилось. Однако компания так и не смогла решить две главные проблемы - не начала работать в Московском регионе и не получила частоты для оказания услуг широкополосной мобильной передачи данных (3G и LTE). Ранее Дмитрию Евгеньевичу прочили пост замглавы Минкомсвязи или главы «Ростелекома», однако, в апреле нынешнего года он возглавил ФГУП «Почта России». Главную проблему наблюдатели видят в том, что Страшнову досталась не привычная для него высокотехнологичная компания, а отрасль, окончательно пришедшая в упадок. Да и предлагаемые реформы вряд ли сыграют на руку почтовикам - радужные обещания властей они слышат уже много лет.

Аналитик Дмитрий Голубовский предложил свою схему вывода отрасли из кризиса. «Во-первых - деньги. И большие, потому что структура больна и ситуация там запущена. И это оправдано, потому что почта - это лицо государства даже в большей степени, чем армия. Во-вторых, нужно перенять лучший опыт и технологии. Нужно учиться. В-третьих, оптимизировать логистику, там, где это необходимо, создать гибкий транспортный парк. Иногда автотранспортом доставлять быстрее и дешевле, чем железной дорогой. В-четвертых, идея расширения финансовых услуг, в принципе, правильная. Банк при почте я бы создавать не стал, но систему переводов улучшил бы, и, возможно, создал бы службу, которая обслуживала бы займы p2p. Это очень актуально для малых населенных пунктов. Там, где банки не дают кредиты, но люди дают в долг друг другу. Необходимо создать сервис, в котором они могли бы регистрировать и депонировать договора персональных займов. В-пятых, полностью защищенная электронная почта», - перечислил эксперт.

«Почему почта России не имеет своих серверов?» - таким вопросом задаются многие. Дмитрий Голубовский видит выход в создании хорошо защищенного государственного почтового сервиса. «Свой гугл-майл под эгидой «Почты России» - доступ к ящикам с компьютеров почтовых отделений. Все в отдаленных районах, у кого нет компьютера и Интернета, получили бы доступ к электронной почте. Это же замечательно было бы, - говорит аналитик. - И это было бы вполне конкурентоспособно. И к этому сервису, кстати, можно было бы так же, как это сделал гугл, «прикрутить» электронные кошельки. И вот тогда уже имело бы смысл подключать банк, не раньше. В общем, все возможности почты, связанные с ее ролью в отдаленных и труднодоступных местах, на самом деле мало кто понимает. А ведь почта - это, без преувеличения, источник государственности. А там, где почтальон не доходит до адресата, государства нет».

Реклама на веке
Под Казанью на месте крушения "Боинга" могут установить памятник Американские спецслужбы шпионили за британцами