Возглавляющий так называемый «Киевский патриархат» Украинской православной церкви Филарет дал сегодня пресс-конференцию, на которой пояснил детали истории со своим письмом в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и епископата Русской православной церкви.
«Украинская церковь не вернется к Московскому патриархату. Почему не вернется? Потому что мы имеем свое государство», - таков лейтмотив выступления лидера непризнанного «Киевского патриархата». «Поэтому возвращения никогда не будет. А единая поместная церковь в Украине будет», - заявил Филарет, припомнив России и отказ Украины от ядерного оружия, и Крым, и войну в Донбассе.
О письме главы непризнанного «Киевского патриархата» Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату РПЦ стало известно 30 ноября. Содержание письма бывшего митрополита Киевского и всея Украины повергло в шок – Филарет попросил прощения у Святейшего Патриарха и епископата РПЦ. Но пресс-конференция самого Филарета, прошедшая 1 декабря, показала, что это была «разводка», которая на данный момент не сработала.
Итак, письмо Филарета было зачитано во время Архиерейского Собора, идущего в эти дни (29 ноября – 2 декабря) в Москве. Говоря простым языком, глава непризнанной организации попросил: а) восстановить отношения между РПЦ и «Киевским патриархатом»; б) отменить его отлучение от церкви и предание анафеме, наложенное РПЦ еще в 90-е годы. «И я как Ваш собрат и сослужитель прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и также от всего сердца искренне прощаю всем», - такими словами завершается послание Филарета, подписавшегося как «Ваш собрат» без указания должности в непризнанной организации.
«После горестных 25 лет раздоров, насилия, взаимной неприязни и обид, возникших в украинском Православии и украинском обществе в результате раскола, появляется, наконец, возможность встать на путь восстановления единства», - так 30 ноября отреагировал Архиерейский Собор РПЦ. Собор учредил комиссию «для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения» во главе с митрополитом Волоколамским Иларионом.
Но главное, что Собор обнародовал четкий алгоритм прощения для Филарета – сначала возвращение в лоно РПЦ, а потом уже прощение и снятие анафемы.
Уже на следующий день, 1 декабря, Филарет дал пресс-конференцию под ожидаемым лозунгом «Никакого покаяния!», показав, что с самого начала речь шла о манипуляции с его стороны.
Запуская историю с письмом о «покаянии», руководство «Киевского патриархата» планировало реализовать два манипулятивных сценария – политический и организационно-хозяйственный.
На сегодняшний день на территории Украины действуют две мощные православные конфессии – это Украинская православная церковь Московского патриархата во главе с Блаженнейшим Онуфрием и «Киевский патриархат» под руководством Филарета, которого православный мир считает раскольником.
Если говорить о политическом сценарии, то покаянное письмо – часть игры по переходу Филарета под руководство Константинопольского патриархата. Проблема в том, что Константинопольский патриархат, не отрицая такую возможность, выставил в качестве условия примирение организации Филарета с РПЦ и УПЦ по самым проблемным вопросам. Вот Филарет и попытался получить прощение и снять самые проблемные вопросы, коими являются отлучение от церкви и провозглашение анафемы. Судя по всему, в Русской православной церкви его манипуляцию разгадали, поэтому потребовали сначала вернуться в лоно РПЦ, а потом уже просить снятия анафемы.
Но есть еще организационная плоскость. Начиная с 2014 года храмы Украинской православной церкви по всей территории Украины подвергаются нападениям и разграблениям со стороны как вооруженных банд, так и других религиозных конфессий. Боевики не стесняются нападать на храмы и «отжимать» имущество даже в Киеве. Например, в январе 2017 года неизвестные закидали «коктейлями Молотова» храм в одном из центральных районов столицы Украины – Шевченковском. Официальный Киев смотрит на десятки таких случаев сквозь пальцы, что позволяет заинтересованным игрокам и дальше проводить передел.
Поскольку УПЦ находится в более уязвимой позиции, а официальная власть Украины поддерживает «незалежного» Филарета, игра руководства непризнанного КП была нацелена на то, чтобы сначала добиться согласия на объединение УПЦ и «Киевского патриархата», а затем, поскольку Филарет находится в гораздо более сильном положении да еще и пользуется поддержкой государственной власти, начать отжимать у УПЦ храм за храмом и монастырь за монастырем. Что самое важное, отжимать якобы на законных основаниях под видом «объединения».
Тем более, видимо, глава непризнанного «Киевского патриархата» был в курсе, что Архиерейский Собор готовится провозгласить широкую автономию Украинской православной церкви – вот почему Филарет поспешил с «покаянием» именно в данный конкретный момент. Но в РПЦ к подобным телодвижениям были готовы и на манипуляцию не повелись. Действительно, если преступник раскаялся – это, конечно, может быть воспринято как смягчающее обстоятельство, но точно не повод давать ему орден да еще и должность в прокуратуре.
В завершение многие СМИ неверно истолковали одно из решений, подав как новость, что Собор якобы предоставил УПЦ независимость. Но новость оказалась фейковой – речь идет только о том, что отныне полномочия по внутреннему самоуправлению УПЦ будут сведены в рамках одного документа.
Наблюдатели сейчас все чаще и чаще вспоминают о возрасте Филарета, отмечая, что, несмотря на видимое преимущество на украинской территории, в дальней перспективе он проигрывает сражение за Украину. Тут надо вспомнить, что вся его игра в независимость связана с тем, что на фоне развала СССР он проиграл выборы патриарха Русской православной церкви еще предшественнику Кирилла – Алексию. Поражение привело Филарета к расколу, но за все эти годы его не признала ни одна церковь. Возраст, тем не менее, вынуждает подумать о душе, и уходить с анафемой в мир иной священнику не с руки. Да и судьба «Киевского патриархата» после ухода Филарета представляется не слишком перспективной: наследники ведь могут пойти по стопам создателя и начать дробить имущество церкви на еще более мелкие наделы. А завершится все тем, что когда-нибудь на Украине все-таки установится власть закона и все «отжатое» придется вернуть УПЦ.
По просьбе «Века» ситуацию прокомментировал Дмитрий Скворцов, православный публицист (Киев, Украина ):
Ни о какой независимости Украинской православной церкви речи не идет. Если читать внимательно, то речь идет о независимости во внутреннем управлении. На самом деле, это решение было принято еще в 1990 году, причем, в результате шантажа со стороны Филарета, бывшего на тот момент экзархом Украины. В конце 80-х Филарет шантажировал тем, что на территории УССР униаты и автокефалы нападают на храмы, потому как считают, что это храмы московские. Но тот момент Филарет возглавлял украинский экзархат Русской православной церкви. И руководство РПЦ пошло на то, чтобы дать Украинской православной церкви статус не автокефальной, но самостоятельной в своем внутреннем управлении. Но главное, что УПЦ молитвенно и евхаристически остается соединена с Русской православной церковью. То есть, предстоятелем всех украинских верующих до сих пор является Святейший Патриарх Московский и всея Руси, потому что верующие являются прихожанами Русской православной церкви, а не управленческой структуры под названием Украинская православная церковь.
Если говорить о новом решении Архиерейского Собора, то на данный момент ничего нового к решению 1990 года не добавили.
Блаженнейший Онуфрий в своем обращении попросил урегулировать вопрос о том, что Украинская православная церковь является самостоятельной в своем управлении. Ранее была общая глава «Самоуправляемые церкви», где наряду с УПЦ упоминались и Литовская церковь, и Молдавская церковь и т. д. Для того чтобы подчеркнуть самостоятельность УПЦ, митрополит Онуфрий попросил, чтобы была отдельная глава «Украинская православная церковь», которая закрепила бы все нормы о том, что УПЦ является самостоятельной в своем управлении с правами широкой автономии.
Раньше эти нормы были рассеяны как по Уставу, так и по определениям Архиерейского Собора 1990 года, а также в грамоте, которую Патриарх Алексий II давал еще митрополиту Филарету. Теперь же все нормы из четырех документов свели в одну главу под названием «Украинская православная церковь», но на деле полной самостоятельности УПЦ не получила.