Фильм Алексея Учителя «Матильда» выйдет на экраны только в октябре 2017 года. Между тем, он уже давно беспокоит депутата Госдумы и бывшего прокурора Крыма Наталью Поклонскую, так как рассказывает о романтических отношениях еще не вступившего на престол Николая II с балериной Матильдой Кшесинской.
Уже 100 лет как в России нет монархии, но, тем не менее, события «из царской жизни» стали основанием уже для двух вполне конкретных обращений Поклонской в Генпрокуратуру, в которых она требует провести проверку «Матильды». Повторный запрос был отправлен в январе 2017 года после того, как анализ трейлера кинокартины, проведенный прокуратурой Санкт-Петербурга, не выявил нарушений.
На этот раз на стороне Поклонской выступила группа экспертов. Как утверждает депутат, это специалисты «со стажем экспертной деятельности до 28 лет». Проанализировав трейлеры и сценарий картины, они пришли к выводу, что фильм нельзя выпускать в прокат, поскольку искажение «образа канонизированного Русской православной церковью императора Николая II» оскорбляет религиозные чувства значительной части православных христиан. По мнению экспертов, фильм формирует ложный образ последнего императора, представляя его «неадекватным и нравственно растленным человеком».
Поклонская - не первая, кто обратил внимание на фильм «Матильда». В июле 2016 года на сайте Change.org была размещена петиция, авторы которой призвали запретить демонстрацию картины, поскольку, по их мнению, «содержание фильма является сознательной ложью».
Позже представители общественного движения «Царский крест» обратились к Поклонской, являющейся депутатом Госдумы, с просьбой поспособствовать проверке фильма «Матильда». Общественники в своем обращении назвали фильм «антироссийской и антирелигиозной провокацией в сфере культуры». А еще они считают картину «угрозой национальной безопасности».
Между тем, многие кинематографисты, кинокритики, эксперты и политики выражали недоумение по поводу того, как может депутат Госдумы Поклонская, являющаяся заместителем председателя комитета по безопасности и противодействию коррупции реагировать на инициативы совершенно никому неизвестного, непонятного движения по поводу несуществующего еще фильма? В итоге первый заместитель председателя комитета Госдумы по культуре, кинорежиссер Владимир Бортко (человек тоже, скажем так, с «особыми взглядами на российскую историю») назвал проверку киноленты дурацкой идеей, которая не имеет к искусству никакого отношения. Он добавил, что подобные инициативы в комитете по культуре не пройдут.
За «Матильду» вступился и дьякон Андрей Кураев*. В общении с журналистами он напомнил про поговорку «Дуракам наполовину сделанную работу не показывают».
Пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков хотя и в более осторожных выражениях, но все-таки открестился от инициативы Поклонской. «Странно оценивать фильм, который еще не готов», — отметил Песков.
Свою любовь к императорской семье Поклонская демонстрирует с завидной регулярностью. В прошлом году она вышла на шествие «Бессмертный полк» с портретом Николая II, которого выбрала объектом своего поклонения. Напомним, что Николай Александрович Романов был последним российским императором. Его отречение от престола состоялось в марте 1917 года, а годом позже в Екатеринбурге его расстреляли местные большевики. В июле 2015 года на открытии в Ливадии памятника Николаю II Поклонская заявила, что отречение царя не имело юридической силы, так как «было написано карандашом» и «без соблюдения формальностей».
В марте нынешнего года Поклонская сообщила, что в Крыму мироточит бюст Николая II. «Вы знаете, сегодня утром бюст Николая II, Государя нашего, который мы установили в сквере возле часовни, замироточил!» - заявила тогда экс-прокурор Крыма.
Независимо от мотивов самой Поклонской, которой не привыкать к насмешкам и издевкам, ее персонаж играет важную роль на российской политической сцене. С одной стороны, он вытесняет с нее другие сюжеты и действующих лиц, а, с другой, мобилизует электорат в отдельных социальных, политически ангажированных группах. В определенных исторических обстоятельствах этот рычаг может оказаться полезным. В этом смысле российские политические технологии представляют собой слепок с американских, где есть игроки на любой случай.