Как подсчитали в Объединенном кредитном бюро, в первом полугодии нынешнего года микрокредиторы стали реже отклонять заявки граждан на получение ссуд. В общей сложности за 6 месяцев клиенты получили в долг 16,7 млрд рублей, это на 19% превышает аналогичный показатель минувшего года. Количество выданных ссуд увеличилось на 5% и составило 2 млн. В среднем россияне одалживают у МФО по 8 тыс. рублей, что на 13% больше, чем год назад. Доля удовлетворенных заявок возросла на 7,9% и составила почти 39% от общего количества, хотя в 2017 году положительные решения кредиторы выносили только по 31% заявок.
Замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова в беседе с «Известиями» пояснила, банки при выдаче займов по-прежнему отдают предпочтение гражданам, не имеющих проблемных моментов в кредитной истории, и, желательно, получающих зарплату через эту же кредитную организацию. Те, кто не соответствует этим параметрам, даже при наличии стабильного дохода, попадает в число клиентов МФО. Сегодня в стоп-лист банков вносятся в том числе граждане, которые хотя бы раз просрочили платеж по кредиту менее чем на месяц.
Директор по развитию бизнеса «БКС Премьер» Антон Граборов добавляет, в МФО приходят россияне, которым банки отказывают даже в оформлении кредитной карты из-за несущественных нарушений в прошлом. Ведущий аналитик Amarkets Артем Деев резюмирует, чтобы занять небольшую сумму, такие граждане вынуждены обращаться к микрокредиторам.
Гендиректор МФК «Городская сберкасса» Александр Мамонов говорит, сегодня ссуды выдаются даже гражданам, которые имеют в пассиве просрочку по погашению кредитов на срок до 3 месяцев, - одобряется до 45% заявок этой категории россиян. Кредитуют тех, кто за время после просрочки смог восстановить платежеспособность. Гендиректор финансового маркета «Юником.24» Юрий Кудряков добавляет, расширять круг клиентов за счет благополучных заемщиков микрофинансовые компании не могут, поскольку последние в прямом смысле закончились, поэтому сегодня кредиторы отбирают «лучших из худших», то есть небезнадежных клиентов с просрочкой в прошлом. Управляющий партнер аудиторской компании «2К» Тамара Касьянова считает, такая политика неизбежно наносит урон качеству кредитного портфеля.