Эта позиция на орбите закреплена за Россией и предназначалась для потерянного в результате неудачного запуска спутника связи «Экспресс-МД2». Источники «Маркера», близкие к администрации связи, говорят, что один из вариантов ― постановка в эту орбитальную позицию спутника иностранной компании для его использования в интересах российских потребителей. Если такое решение будет принято, оно станет не первым ― заполнение орбитальных брешей российской спутниковой группировки иностранными аппаратами превратилось в обычную практику.
Что должен был делать «Экспресс-МД2»
Спутник «Экспресс-МД2» построен объединением имени М.В. Хруничева совместно с итало-французской компанией Thales Alenia Space. Спутник предназначался для передачи сигнала с целью предоставления услуг цифрового телерадиовещания, фиксированной и мобильной телефонной связи, доступа в интернет и других услуг на Дальнем Востоке. Потеря «Экспресс-МД2» еще сильнее усугубила и без того серьезную ситуация крайнего дефицита емкости каналов спутниковой связи в России.
Запуск этого аппарата и так задержался ― первоначально он был запланирован на 2009 год. Теперь же срок покрытия дефицита спутниковых каналов отодвигается в неопределенное будущее, учитывая и необходимость восполнения еще одной «канальной недостаточности», возникшей из-за невыхода на орбиту в прошлом году спутника «Экспресс-АМ4». Компенсировать эту предыдущую пропажу планируется только в I квартале 2013 года запуском заново изготовленного спутника взамен «Экспресс-АМ4», говорил «Маркеру» гендиректор ГПКС Юрий Прохоров. А тут возникла проблема еще с одним «Экспрессом». Это означает затягивание планов пополнения спутниковой группировки еще не менее чем на 1,5 года, нужные для изготовления заменяющего аппарата.
Как не обрушить связь
Тем временем меры следует принимать быстро. Как отмечалось в справке, подготовленной к рассмотрению правительством РФ вопросов финансирования ГПКС, ситуация сейчас такова, что потеря любого из девяти уже летающих российских спутников связи неизбежно приведет к перерывам связи в стране, в том числе в системах государственного назначения ― ГАС «Выборы», сетях правительственной и президентской связи, а также в телерадиовещании. А угроза выхода из строя летающих спутников вполне реальна: два из них — «Экспресс-АМ1» и «Экспресс-АМ2» — уже несколько лет работают в полуаварийном режиме. Более того, в последнее время, по словам Прохорова, у спутника «Экспресс-АМ1», кроме появившихся полтора года назад неполадок в системе стабилизации по наклонению, началась неконтролируемая раскрутка вокруг оси. В результате этот аппарат можно использовать не более 12 часов в сутки ― и только при условии ручной регулировки позиции. Сколько времени сможет проработать «Экспресс-АМ1» в такой ситуации, Прохоров не прогнозирует.
Поэтому на «Экспресс-МД2» возлагались большие надежды. Однако теперь его сам нужно на что-то заменять как можно быстрее. В этой ситуации, говорят источники «Маркера», может быть принято решение договориться с какой-либо зарубежной компанией о перемещении ее спутника в орбитальную позицию, предназначенную для «Экспресс-МД2». Это позволит обеспечить потребности российских пользователей в спутниковой связи и сохранить за Россией эту позицию до запуска собственного аппарата. Дело, правда, за тем, чтобы найти на рынке такой спутник с подходящими техническими характеристиками, владельцы которого будут готовы предоставить его в пользование России.
Представитель ГПКС Денис Сухоруков не комментирует вопрос об использовании иностранного спутника в позиции «Экспресса-МД2». Однако он напомнил, что такая практика в ГПКС существует. В частности, сейчас для непосредственного спутникового телевещания на территории нашей страны используется спутник Bonum-1 американской компании Hughes Space and Communications в орбитальной позиции 56 градусов в.д., закрепленной за Россией. Кроме того, ГПКС сейчас договаривается о том, чтобы поставить спутник компании Intelsat в российскую орбитальную позицию 36 градусов в.д. до вывода в нее российского аппарата «Экспресс-АТ1». Однако это случится не ранее 2013 года. А операторы спутникового ТВ, в частности «Триколор-ТВ», выражают обеспокоенность тем, что в условиях быстрого роста их абонентской базы любая задержка сроков запуска «Экспресс-АТ1» может серьезно осложнить их бизнес.
Получается, что опыт использования иностранных спутников в ГПКС есть. А целесообразность быстрейшей замены очередного улетевшего в никуда российского «Экспресса» зарубежным аппаратом очевидна: если завтра выйдет из строя какой-то из наших спутников на орбите, на спутниковых каналах связи возникнут такие заторы, компенсировать которые за счет наземных линий связи просто не получится.