Праймериз ЕР: нервные вспышки партийцев

«Единая Россия» в боевой готовности – до партийных праймериз осталось три дня. 22 мая избиратели должны выбрать кандидатов из почти 3 тыс. участников предварительного голосования. На первом этапе агитации ЕР использует лозунг, образующий инициалы Владимира Путина – так партия обошла запрет на использование образа президента.

По данным «Известий», все участники предварительного народного голосования ЕР будут приглашены в Москву 4-5 июня, чтобы обсудить опыт и спорные вопросы, полученные во время дебатов. Партийцы заявляют, что потенциальные кандидаты в депутаты Госдумы, даже если проиграют праймериз, послужат для «единороссов» кадровым резервом, который можно будет задействовать на региональных выборах.

Накануне секретарь генсовета «Единой России» Сергей Неверов провел заседание федерального оргкомитета по проведению предварительного голосования. Его итоги станут известны лишь в июне – считать голоса избирателей будут сами партийцы. Неверов пригрозил: мол, если в ходе проведения праймериз будут нарушения (подвоз избирателей на участки или использование админресурса) - данные на конкретном участке или в регионе будут аннулированы.

Между тем, «единороссы» уже пошли на определенные хитрости, придумав способ обойти запрет на использование в предвыборной агитации образа президента РФ. По данным РБК, на первом этапе кампании партия власти планирует использовать однотипные баннеры с лозунгом «Важно Выбрать Правильно», первые буквы слов которого, как видим, совпадают с инициалами Владимира Путина. Ближе к 22 мая эти баннеры появятся по всей стране – таким образом ЕР надеется ассоциировать себя с главой государства, хотя президент и не является кандидатом в депутаты Госдумы. Причем сама же «Единая Россия», голосовавшая за этот закон в нынешнем году, лишила себя возможности использовать фотографии Путина.

Реклама на веке

Источники издания в ЕР не исключают, что и в дальнейшем партия будет пытаться сделать связку с главой государства. По словам наблюдателей, «единороссы» опасаются низких рейтингов, поэтому думают, как можно законными способами использовать авторитет Владимира Путина. Вот только сработает ли эта хитрость уже в ходе предварительных выборов?

«Игра с буквами ВВП в лозунге - прием не новый, - напомнил «Веку» глава «Политической экспертной группы» Константин Калачев. - В первый раз был использован в 2003 году. Прием интересный и вполне годный. Но в данном исполнении не хватает энергетики. Два «о» в конце трех слов. Это фонетически не самое сильное решение. Как совет - нормально. Как побуждение - не работает. Хитрость сработает. Вопрос только в КПД. А с праймериз все будет хорошо. Они состоятся. И пользу партии принесут».

«Фактическое привлечение президента к агитации за ЕР естественно, - пояснил «Веку» эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов. - Рейтинг партии сегодня таков, что получить по спискам результат, превышающий тот, что был в декабре 2011 года и считается унизительным, в том числе с учетом последующих событий, не представляется возможным. Праймериз слегка приподняли его в последнее время, но этот эффект недолговечен. Требуется что-то посерьезнее. И это «посерьезнее» - конечно, прямая поддержка Путина. ЕР воспринимается подавляющим большинством избирателей как его партия, поэтому президентское дистанцирование может нанести ей существенный урон. Населению нужно найти субъект, ответственный за кризис. Правительство и партия власти, возглавляемые одним человеком, - наиболее подходящий в условиях тефлонового президентского рейтинга вариант. Поэтому без президентской поддержки получить более 50% голосов по спискам будет сложно. Но и Путин, всерьез опасающийся политических брожений, заинтересован в сохранении статуса-кво в парламенте. Поэтому когда он говорит, что ЕР стабилизирует систему, он вполне искренен. Думаю, те или иные реверансы в сторону партии власти президент будет делать регулярно вплоть до выборов».

Политолог полагает: праймериз технически будут организованы вполне успешно. В отдельных регионах они будут реально конкурентными, но именно локально, говорит Слатинов. «С точки зрения рейтинга они дают временный позитивный эффект (на фоне нарочито вялой критики власти со стороны парламентской оппозиции). Но с точки зрения реального влияния на принятие политических решений их значение крайне невелико. Фактором обновления депутатского корпуса партии власти они станут, но лишь частично», - заключает он.

«Все политические партии, претендующие на прохождение барьера, беззастенчиво эксплуатируют свою якобы близость к гаранту, даже «неукротимый» Зюганов предпочитает критиковать исключительно правительство и восхвалять президента, - заметил «Веку» редактор информ-портала ПОЛИТЛИКБЕЗ.РФ Алексей Осадчий. - В Красноярске, например, доходит до смешного - чиновники от исполнительной власти вынуждены снимать рекламу «оппозиционеров» с изречениями Владимира Путина, которые «хитромудрые» политтехнологи партий вывешивают повсеместно, нарушая все законы. Так что Путина в Сибири любят все - и пенсионеры, и партийные функционеры, независимо от размера пенсии и цвета партбилета. Не думаю, что кому-то это даст преимущества в день голосования, разве что Владимир Владимирович четко и ясно обозначит свои предпочтения за неделю-две перед волеизъявлением. Замечу, что, по моему мнению, праймериз - это жуткая и жалкая пародия на выборы в отдаленном сельсовете. Проходные кандидаты от ЕР заняты подсчетом, сколько народу смогут подвезти они, а сколько штабы конкурентов. Партийцы качественно «угрызают» друг друга на радость оппозиции. В Красноярске сейчас «единороссы» воюют друг с другом. Бардак, скандалы, взаимные обвинения... Думаю, и в целом по стране такая же картина».

«Праймериз где-то состоятся, где-то провалятся и будут нарисованы, это вопрос хорошей или плохой работы штабов кандидатов», - пояснил «Веку» политтехнолог Андрей Агафонов.

«Почему-то есть расхожее мнение о падении популярности партии власти до минимального уровня, которое сопровождается прогнозами на провальный для нее результат избирательной кампании, - заявил «Веку» директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников. - И это не только политические агитки оппозиции, которым на роду написано говорить о грядущем конце нынешних властей и уж тем более использовать данную фразеологию в предвыборный период, поддерживая своих сторонников. Складывается впечатление, что в такой расклад верят и многие лица, ответственные за победу «Единой России» в сентябре.

Не могу сказать за всю страну, но опросы, проведенные Институтом современного государственного развития в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (в период с 1 по 20 апреля 2016 года, выборка 1800 респондентов), никакой катастрофической картины для ЕР не показывают. Да, примерно половина респондентов не знает о предстоящих выборах и около 40% от общего числа избирателей еще не определились, за кого будут голосовать. При этом от числа определившихся расклад выглядит следующим образом: «Единая Россия» - 31%, «Справедливая Россия» - 15%, КПРФ - 14%, ЛДПР - 6%, Яблоко - 3%. Остальные партии - меньше уровня статистической погрешности».

По мнению политолога, это вполне позитивный расклад для «Единой России» еще до начала агитационного периода, массированных атак на сознание избирателей через СМИ, работы с организованными группами избирателей и так далее.

«Вполне рабочая обстановка. Но в материалах, поступающих в регионы из столицы, чувствуется какая-то нервозность. А отсюда попытки что-то быстро придумать, какими-то нестандартными ходами поднять как бы «падающий рейтинг», - говорит Солонников. - Отсюда участие Владимира Путина в видеоконференции с участниками предварительного голосования. Отсюда лозунг «Важно Выбрать Правильно», образующий инициалы Владимира Путина. Такое впечатление, что образ президента – это последнее и единственное средство, которое видят федеральные технологи для обеспечения народной поддержки кандидатам от «Единой России».

Но, мне кажется, что это далеко не так. Партия вполне могла бы справиться и собственными силами, не растрачивая политический багаж Путина до его собственных выборов в 2018 году».

Другое дело – праймериз. До их финала осталось три дня, и определенные итоги уже можно подвести, продолжает политолог. «Предварительное голосование должно было решить несколько основных задач. Задать СМИ на несколько месяцев повестку дня, прикрепив их внимание к интригам дебатов, встреч с избирателями, рейтингов и так далее. Создать набор актуальных лозунгов, слоганов и мемов из ярких высказываний кандидатов, собрать оригинальные идеи и предложения, обкатать их, пустить парочку «пробных шаров».

Посмотреть на кандидатов в рамках «маневров, максимально приближенных к боевым действиям», как кто говорит, как держит удар, у кого какие есть идеи и возможности. При этом часть участников предварительного голосования на выборах в Госдуму могла быть востребованной уже в других партийных или государственных проектах. Начать реальное развертывание штабов и их подготовку.

Результаты по данным направлениям получаются пока очень не однозначные, - полагает Дмитрий Солонников. - Здесь все очень сильно меняется от региона к региону и зависит от того, как в каком субъекте Федерации отнеслись к установкам из центра. Идеи, что все должно быть максимально честно, открыто и не предвзято, без административного давления, с равными возможностями и правами для участников, были приняты и поняты далеко не везде. В итоге, в ряде мест негативный информационный фон от предварительного голосования превзошел возможный позитивный PR-эффект. Информационных поводов праймериз создает немного, и СМИ они оказались не интересны. А размещать сюжеты за деньги или использовать административный ресурс можно было и так. Удачных высказываний и идей в регионах тоже было не много. Основные идеи генерировались в Москве, и уже оттуда спускались вниз. Но определенное тестирование все же состоялось».

Что касается возможностей просмотреть и потренировать кандидатов, то это уже совсем региональная тема, говорит политолог. Где-то вполне реально удалось заставить кандидатов выступать перед народом и участвовать в дебатах друг с другом. Где-то все превратилось в обычную бюрократическую рутину. Однако в ряде мест региональные элиты оказались реально возбуждены командированными к ним варягами. Уже зреют конспирологические теории, создаются и раскрываются заговоры, кого, с какой перспективой Москва отправила в ту или иную область. В общем, движение намечается.

По словам Солонникова, развертывание же штабов идет лишь там, где есть уверенность в будущем кандидата. И там действительно уже начинают работать. В противном же случае трата ресурсов, времени и средств пока представляется неэффективной. «При этом предварительное голосование занимает все время работы региональных отделений партии. Партийный аппарат тонет в ворохе отчетных бумаг, просиживает часы на совещаниях, изучает инструкции и контрольные показатели. Творческая деятельность практически парализована. В лучших традициях законов Мерфи бюрократический аппарат сам порождает для себя все новые задачи, на решение которых тратит все время, превращаясь в самодостаточный, замкнутый на себя механизм. В общем, пока эксперимент идет с неоднозначными результатами. Наихудший сценарий дальше, если из Москвы спустят приказ дать 10% явки от числа избирателей. Выполнять его будут как любой аналогичный. Нужно отчитаться – отчитаемся. Реальность в этом случае никого интересовать не будет. Если же контрольные цифры отрабатываться не будут, то полученные данные смогут стать материалом для анализа экспертами и принятия решения партией», - заключает Дмитрий Солонников.

Иными словами, «Единой России», видимо, предстоят непростые решения: обеспечить явку и результат, законно пристегнуть к партии имя президента Путина и откровенно не попадаться на нарушениях в регионах. Но, судя по всему, некоторые партийцы на местах предпочитают действовать, как привыкли – наблюдатели уже зафиксировали ряд нарушений в субъектах Федерации в «лучших» традициях партии власти, в частности, использование административного ресурса и давление на некоторых кандидатов. В таком случае праймериз действительно не имеют смысла…

Реклама на веке
Первоклассник из Кыштыма раздал сверстникам 229 тысяч рублей "Севилья" в третий раз подряд одерживает победу в Лиге Европы