Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что одним из важнейших пунктов закона является законодательное закрепление единственной организации в порту. Министр пояснил, что в морском порте есть одна администрация - капитан морского порта. На заседании правительства закон был внесен со статьей, предполагающей разделение портов на торговые, рыбные и специализированные. Как признался Левитин, в таком варианте законопроект был вынесен на заседание как компромисс в согласовании ведомств. При этом изначально Минтранс предлагал не разделять порты по видам деятельности.
С этой точкой зрения согласились члены кабинета министров. Как отметил глава Минэкономразвития РФ Герман Греф, целесообразнее создавать в портах специализированные терминалы.
По данным Левитина, сегодня в России действуют 78 морских торговых портов, из которых 62 торговые и 16 - рыбные. В прошлом году через морские порты было перевалено 421 млн тонн грузов, что "превышает пиковые показатели времен Советского Союза". 82,3% переваленных грузов экспортировались из России, 7,4% - импортировались, 4,3% составил транзит через порты России в другие страны.
Как отметил глава Минтранса, эти показатели свидетельствуют о том, что российские порты не привлекательны для иностранцев, которые предпочитают пользоваться портами соседних с Россией стран. По оценкам Левитина, закон позволит сделать систему регулирования портов более прозрачной, что повысит их привлекательность.