18+
  1. Последний портовый «передел»

Последний портовый «передел»

Последний портовый «передел»
Сегодня Сергей Иванов провел заседание Морской коллегии в Находке, в ходе которого был обсужден вопрос развития морских портов. «Век» уже неоднократно поднимал тему закона о портах, который депутаты Госдумы не могут принять уже несколько лет.

Не оставил ее в стороне и новый премьер-министр Виктор Зубков, который на состоявшемся в минувший четверг заседании правительства дал за это «нагоняй» руководителю Минтранса Игорю Левитину. По словам Зубкова, необходимо «продлить договоры аренды до 15, 20, 25 лет, тогда хозяин появится, мутные компании будут выдавливаться из портов». Трудно сказать, кого новый премьер-министр имел ввиду, называя мутными, ведь хозяева портов всем хорошо известны.

На сегодняшний день 44 морских торговых порта являются международными «воротами» страны, поскольку перевозки морем обеспечивают около 80% объема российской внешней торговли. Одновременно с морскими торговыми портами перевалку экспортно-импортных и транзитных грузов производят 170 терминалов и 14 устьевых речных портов, открытых для захода иностранных судов. Суммарно морские порты и терминалы России эксплуатируют свыше 500 причалов общей протяженностью 80 тыс. метров. Проектная мощность всех перегрузочных комплексов страны - около 220 млн. тонн грузов ежегодно, в том числе 140 млн. тонн сухогрузов и 80 млн. тонн наливных грузов.

Символично то, что Сергей Иванов провел свое совещание в Находке, где расположен порт «Восточный». Отметим, что это самая большая стивидорная компания на территории Дальнего Востока: 75,28% ее акций принадлежат офшорной компании Eastern Stevedoring Holdings Corp., которая контролируется ОАО «Кузбассразрезуголь», принадлежащим в свою очередь бизнесмену Искандеру Махмудову, а 19,99% порта владеет государство.

Примечательно, что с завидной регулярностью у порта отмечаются плохие показатели. Так, согласно официальным сообщениям компании, в 2006 году чистая прибыль ОАО «Восточный порт» по РСБУ снизилась в 3,7 раза — до 90,04 млн руб. по сравнению с 330,34 млн. руб. годом ранее. Это падение не только продолжило, но и усилило тенденцию года. Между тем, по информации российских СМИ, уменьшение выручки у компании не наблюдалось, так как по итогам 2006 года порт увеличил перевалку грузов.

Встает законный вопрос, куда же уходят деньги. Вполне возможно, что они уходят в оффшор, на счета Махмудова. Естественно, что его подчиненным не выгодно вкладываться в развитие пока сроки аренды составляют порядка 3-4 лет. От этого бизнес «Восточного» порта действительно напоминает «мутный».

Как сообщается в прессе, долгосрочных договоров ни с кем из крупных портовых операторов у Росморпорта (агентства, контролирующего эту деятельность) сейчас нет. ФГУП работает по старым договорам, которые были заключены с реорганизованными еще в 2003 году морскими администрациями порта. Заключение долгосрочных договоров невозможно без согласия Росимущества, а территориальные управления до сих пор настаивают на перечислении всей арендной платы в федеральный бюджет. Но это противоречит Налоговому кодексу и закону о ГУПах.

Более того, принятие закона о портах регулярно тормозится. В настоящее время существует два законопроекта «О морских портах РФ», внесенных правительством и группой депутатов фракции «Единая Россия».

По словам аналитика Олега Додлова, принятие закона в нынешней редакции лишь законсервирует сложившуюся в отрасли ситуацию, которая не способствует решению не только экономических, но и политических задач. Согласно единороссовскому законопроекту юрисдикция субъекта РФ не распространяется на всю территорию порта.

Вообще, в последнее время вокруг российских портов активизировалась деятельность, различных структур. Так ДВМП, подконтрольное Сергею Генералову, выкупило у ММК активы Владивостокского порта. Там так же не решен вопрос с арендой.

Зато аж на 49 лет был заключен контракт с Новороссийским портом. Этим, по разговорам, очень был недоволен премьер Зубков. Впрочем, чему удивлятся. Ведь 16% акций находится под управлением РЖД, которые давно рвутся в порты. Против этого активно выступает Минтранс, мнение которого глава РЖД своими поступками, судя по всему, игнорирует.

Накануне Владимир Якунин даже заявил о том, что «сегодня в каждом порту работает множество никем не регулируемых стивидорных компаний, для которых зачастую важен лишь свой собственный «интерес».

Интересно, кого Владимир Викторович имел ввиду. Не своих ли скандальных партнеров по Новороссийскому порту Пономаренко и Скоробогатько, чьи имена связывали с криминальным бизнесом.

Между тем, прошла информация о том, что Минтранс уже подготовил свой проект закона «О морских портах», который предусматривает увеличение срока аренды до 49 лет.

Это свидетельствует о том, что мнение нового премьера, который считает эту цифру высокой, попросту не учитывается.

Как заявил «Веку» аналитик ИК «Финам» Владимир Сергиенко, действительно, кроме Новороссийского порта ни у одной из стивидорных компаний нет долгосрочных контрактов с государством на аренду портов. Это безусловно тормозит инвестиции в портовое хозяйство. Без долгосрочного контракта у бизнеса нет стимула вкладывать деньги».

С мнением Сергиенко согласен и руководитель департамента общественных связей группы «Феско» (контролирует ДВМП и Владивостокский порт), Сергей Вартанян. «Для нас, как для инвесторов, очень важно понимать стабильность наших вложений. Поэтому срок аренды является одним из очень важных факторов. Это позволяет планировать экономику инвестиционного проекта. Кроме того, необходимо четко понимать схему возврата наших инвестиций», - объясняет он позицию многих участников рынка.

Теперь все зависит от того, как скоро необходимый чиновникам и заинтересованным бизнесменам законопроект сумеют провести через Госдуму. Если срок аренды удастся закрепить до 49 лет, то возможно переделу портового бизнеса наступит конец. Если, конечно, до этого в Кремле все как обычно не переиграют.