Но и даже при обвинении, допустим, в той же самой государственной измене, этот процесс будет настолько сложным, что вряд ли его кто-либо инициирует без предварительной длительной подготовки. «Решение… о выдвижении обвинения и… о лишении неприкосновенности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа соответственно сенаторов и депутатов. Инициаторами процедуры должны выступить не менее 1/3 депутатов Государственной думы, при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной думой.
Решение верхней палаты парламента о лишении неприкосновенности экс-президента должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения обвинения Государственной думой. Экс-президент, в отношении которого выдвинуто обвинение, вправе участвовать в рассмотрении вопроса на заседании соответствующей палаты парламента», - сообщили в нижней палате парламента.
Во всех иных случаях бывший глава государства не может быть привлечён ни к уголовной, ни к административной ответственности. Представители власти не имеют права его допрашивать, обыскивать, и, тем более, задерживать или арестовывать. То же самое касается жилых и служебных помещений бывшего президента, его автотранспорта. Также никто не имеет права проверять его переписку, средства связи, багаж и документы.
Инициаторами внесения такого изменения в ст. 3 Федерального закона «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» стали депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. Этим законом дополняется ст. 92.1 «обновлённой» в этом году Конституции, которая и предусматривает неприкосновенность экс-президента.
Напомним, что совсем недавно, 1 декабря, Совет Федерации уже одобрил Федеральный закон «О Государственном Совете Российской Федерации», ранее он был принят Госдумой в третьем чтении.
По словам главы Комитета по конституционному законодательству Андрея Клишаса, этим документом «определяется место Госсовета в системе органов публичной власти, его статус, порядок формирования и деятельности».
В состав Госсовета входят главы регионов, спикеры обеих палат парламента, глава президентской администрации, а также премьер-министр. Руководит органом сам президент, который по своему усмотрению может включать в состав совета и других лиц.
Подчёркивается, что у членов Госсовета не должно быть ничего, что бы связывало их с каким-либо иным государством, кроме как с Российской Федерацией. К этим зарубежным активам относятся, в первую очередь, счета в иностранных банках и ценности, хранящиеся за рубежом, наличие второго гражданства или вида на жительство в другой стране.
Что касается деятельности органа, то раньше предполагалось, что Госсовет может вносить на рассмотрение Госдумы собственные законопроекты, однако затем решили такую возможность органу не давать – достаточно того, чтобы рекомендовать законодателям рассмотреть те или иные нормативные акты.
По мнению Клишаса, Госсовет должен «обеспечить согласованную работу всех органов, входящих в единую систему публичной власти».
Напомним, что закон о Госсовете также, как и закон о президентской неприкосновенности, был принят в соответствии с «обновлённой» Конституцией РФ. Однако в самом Основном законе о нём сказано не так много. Например, в ст. 83 Конституции, в которой говорится о полномочиях президента, о Госсовете упоминается только в пункте «е.5» следующим образом: «Формирует Государственный Совет Российской Федерации в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определения основных направлений внутренней и внешней политики Российской Федерации и приоритетных направлений социально-экономического развития государства; статус Государственного Совета Российской Федерации определяется федеральным законом».
Опять, в общем-то, никакой конкретики, хотя эксперты и находят этому свои объяснения. Так, например, профессор НИУ ВШЭ, эксперт по конституционному праву Илья Шаблинский* считает Госсовет абсолютно декоративным органом, который ни на что не влияет.
«Он таким был все последние 20 лет. Может быть, каким-то губернаторам приятно приезжать иногда в Москву и представлять, что с ними вроде бы советуются. На самом деле с ними никак не советуются. Но могу вспомнить случай, когда их мнение действительно играло роль – когда выбирали гимн в 2000 году. Собственно, все, больше никакие серьезные вопросы Госсовет не решал», - высказал своё мнение Шаблинский каналу «Настоящее время».
Другие аналитики полагают, что такое внимание Госсовету уделяется только потому, что Владимир Путин его готовит «для себя» после окончания срока президентских полномочий. Это мнение было популярно ещё до того, как произошло пресловутое «обнуление», давшее российскому лидеру возможность не отходить от власти еще долгое время. Тем не менее, и эта причина сегодня не сбрасывается со счетов.
«Неизвестно, сможет ли физически В.В. Путин в 2024 году баллотироваться на пост президента России в силу возраста и иных факторов», - говорит «Веку» кандидат юридически наук, адвокат Коллегии адвокатов Москвы «Улищенко и партнеры» Дмитрий Чекулаев.
В этом случае иметь «запасной аэродром» в виде Госсовета будет совсем не лишне, учитывая особенности смены власти в России и, соответственно, непредсказуемого отношения нового президента к своему предшественнику. А так, с закреплением органа в Конституции, последний будет иметь определённые гарантии собственной безопасности.
«Практика сохранения за бывшим президентом возможности контроля за принятием решений другими ветвями власти существует в некоторых странах в настоящее время. Например, в Казахстане бывший президент Нурсултан Назарбаев после своей отставки стал членом Конституционного Совета Казахстана (аналог Конституционного суда РФ), остался председателем правящей партии и председателем Совета Безопасности Казахстана», - приводит пример подобной предусмотрительности Чекулаев.
Такого же мнения придерживается и профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов. По его словам, президенту дано право заполнить Госсовет какими угодно «правильными людьми» и «доверить им какие угодно полномочия, в том числе неограниченные, как это было сделано в Казахстане с Советом Безопасности».
Государственный совет Российской Федерации является совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.
Согласно распоряжению президента от 27 декабря 2018 года, в рамках Государственного совета созданы 16 рабочих групп по направлениям «Государственное и муниципальное управление», «Здравоохранение», «Коммуникации, связь, цифровая экономика», «Культура», «Малое и среднее предпринимательство», «Молодёжная политика», «Образование и наука», «Промышленность», «Сельское хозяйство», «Социальная политика», «Строительство, жилищно-коммунальное хозяйство, городская среда», «Транспорт», «Туризм, физическая культура и спорт», «Экология и природные ресурсы», «Экономика и финансы» и «Энергетика».