По мнению экспертов, новый вариант плана российских властей по преодолению кризиса пытает совместить несовместимые вещи и потому его эффективность может оказаться значительно ниже, чем ожидает правительство.
Заметим, что в антикризисной программе правительство едва ли не впервые признало зависимость России от экспорта нефти и газа, что не позволило стране пережить падение мировой экономики с наименьшими потерями. Еще год назад казалось, что российская экономика является незыблемой, однако сейчас она пострадала едва ли не сильнее многих других, при этом огромные накопленные резервы ЦБ и правительства не помогли.
«Основная проблема российской экономики - до сих пор очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов. В последние годы государство сделало многое в плане развития отраслей перерабатывающей промышленности, услуг, транспорта, но ключевую роль в экономике все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья, металлов. В результате кризиса практически на все товары российского сырьевого экспорта снизились не только цены, но и спрос», - отмечается в документе.
При этом правительство признало, что недостаточная конкурентоспособность несырьевых секторов экономики является проблемой, порождает которую именно зависимость России от «нефтегазовой иглы». «Когда начались проблемы в сырьевых секторах, не нашлось отраслей, способных «поддержать» экономику. Более того, проблемы от сырьевых отраслей начали распространяться на смежные», - подчеркивается в антикризисной программе правительства РФ.
Документ также констатирует, что российский финансовый сектор вместе с отечественными банками недостаточно развиты: «Многие российские предприятия, особенно быстро развивавшиеся в последние годы, выходившие на внешние рынки, не могли рассчитывать на финансирование внутри страны. Кредиты российской банковской системы были дороже, сроки кредитования - меньше. Компании вынуждены были занимать за рубежом. В кризис зарубежные рынки капитала стали для предприятий недоступными».
Бороться с кризисом правительство намерено за счет работы по семи приоритетным направлениям. В их числе – выполнение обязательств государства перед населением в полном объеме; отказ правительства от вкладывания денег налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств; восстановление и последующий рост внутреннего спроса как основы восстановления экономики; переход от «нефтяного» роста к инновационной модели; снижение административных барьеров для бизнеса; поддержка финансовой системы; ответственная макроэкономическая политика правительства и ЦБ.
По мнению экспертов, в антикризисной программе правительство пытается, причем, не в первый раз, совместить не совсем совместимые вещи. С одной стороны, в антикризисной программе декларируется достаточно либеральный подход к стимулированию экономики путем снижения административных барьеров вкупе с созданием условий для роста инвестиционной привлекательности экономики России. С другой стороны, в документе делается упор и на популярную в последнее время концепцию «принудительной модернизации».
Аналитики уверены, что дерегулирование и усиление роли государства в экономике совместить практически невозможно, поэтому неизбежно лишь частичное выполнение принятых правительством решений, что в условиях кризиса вряд ли будет способствовать скорейшему его преодолению.
По словам главы Минэкономразвития Эльвиры Набиуллиной, правительство собирается утвердить антикризисную программу 9 апреля, после того, как включит в нее замечания депутатов Госдумы.