Дело в том, что знаменитая в дореволюционной России фамилия фон Мекков после 1929 года на несколько десятилетий в нашей стране оказалась под запретом. Только в 1999 году потомки славного семейства осуществили перевод книги на русский язык и ее издание в России. И вот перед нами новая редакция воспоминаний, их жанр можно определить как семейные новеллы Галины фон Мекк с множеством великолепных иллюстраций и ценных документов.
Автор не просто описывает течение времени внутри одной семьи, но с первых страниц захватывает читателя в плен «чудными открытиями» неведомых ранее фактов жизнедеятельности многих исторических личностей. По линии отца ее древним предком был тевтонский рыцарь Рейнгольд фон Мекк, пришедший из Германии завоевывать земли Восточной Европы. Предок по матери - золотоордынский мурза Минчак Касаевич, принявший христианство и поселившийся в Москве. «Где-то в раю нашли покой наши предки, испытав превратности жизни на этой планете, и среди них должны быть два господина, жившие в XIV веке, которые отличаются друг от друга как день и ночь», - так начинает документальное повествование Галина фон Мекк.
Слова Александра Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно: не уважать оной есть постыдное малодушие» как нельзя лучше подходят в качестве эпиграфа к этой семейной саге. О славных делах фон Мекков в стране, которую мы потеряли в октябрьские дни 1917 года, было известно немало. Карл Федорович фон Мекк – первопроходец железнодорожного дела в России. Его супруга Надежда Филаретовна – меценат и патронесса великих музыкантов Дебюсси, Рубинштейна, Венявского. Особый интерес вызывает рассказанная автором книги история взаимоотношений Чайковского и покровительницы его таланта Надежды Филаретовны. Перед нами живое свидетельство удивительной и загадочной 14-летней дружбы по переписке двух великих людей.
Отдав в первых главах книги дань великим предкам, Галина Николаевна переходит к воспоминаниям о счастливой, а затем и трагической доле ее потомков в XX веке. Главным героем становится ее отец Николай Карлович фон Мекк. Жизнь этого человека, без всякого преувеличения, достойна отдельного романа. Посудите сами.
Николай Карлович продолжил железнодорожное дело отца. Причем, будучи довольно обеспеченным человеком, начал свою карьеру с самых низов: кочегар, машинист паровоза, кассир, смотритель, железнодорожный ревизор. Поднялся до должности председателя правления Московско-Казанской железной дороги и оставался им до национализации дороги в 1918 году. В России была создана группа компаний с годовым оборотом в 215 млн. рублей и невиданной даже для наших дней доходностью в 15%. Николай Карлович украсил Москву Казанским вокзалом, к оформлению которого привлек великих живописцев Кустодиева, Билибина, Рериха и Лансере. В годы Первой мировой войны Николай Карлович разрабатывал бронеавтомобили для железных дорог. Начал строить город-сад на 10 тыс. человек для служащих своей дороги. Он же - первый председатель первого в стране Московского автоклуба, командор четырех Императорских автопробегов. В воздухоплавании - организатор первого перелета Санкт-Петербург - Москва, заместитель председателя Московского общества воздухоплавания. А еще он - коннозаводчик рысистых лошадей и тяжеловозов, призер сельскохозяйственных выставок. Выращенные им в Подмосковье клубнику, абрикосы и персики закупал знаменитый Елисеевский гастроном! Николай Карлович – знаток и крупнейший коллекционер живописи. Еще до революции он разрабатывал план Московского метрополитена, причем не только пассажирского, но и грузового.
Октябрьское вооруженное восстание 1917 года изменило весь ход российской истории, перемололо судьбы миллионов граждан. Вот как описывает эти дни Галина фон Мекк: «Мир, который мы знали, умер. Завтрашний день перестал существовать, было только сегодня. Будущее было туманно, а настоящее представляло собой хаос. Однако, переживая все это, мы развивали в себе твердость и внутреннее сопротивление, которые с течением времени крепли. Многие бежали из страны. Другие, самые храбрые, приняли суровый вызов поверженной Родины».
Семейство фон Мекков приняло суровый вызов Родины и не бежало из России. Николай Карлович всеми силами пытался помочь в организации транспортной системы страны. Его многократно «одаривали» должностями и тут же отправляли на Лубянку. После 17 обысков и арестов в мае 1929 года Николай Карлович фон Мекк был репрессирован и расстрелян по так называемому «инженерному делу».
За две недели до расстрела пришедшей к нему в тюрьму Галине он сказал: «Дочка моя, не надо за все это ненавидеть свою страну».
Вторая половина книги Галины фон Мекк – это документальное свидетельство о ее собственных гулаговских мытарствах. В нашей литературе немало написано о тюрьмах и лагерях, через которые прошли миллионы безвинных, многие сгинули без суда и следствия были либо расстреляны, либо замучены, либо погибли от истощения и непосильного рабского труда. Жизнь и повседневный быт за колючей проволокой, описанные этой женщиной, потрясают своей беспощадной правдивостью и вызывают глубочайшее уважение к силе человеческого духа, который не сломили страшные испытания. Лишь один из сотни эпизодов пройденного автором книги тюремного ада: «Конвейер (пыток) действовал следующим образом. Группу людей на определенном расстоянии друг от друга выстраивали вдоль длинного коридора, где они стояли днем и ночью без пищи. Если кто-нибудь падал, то с помощью штыка его возвращали в вертикальное положение. После такой процедуры жертва готова была подписать что угодно, вплоть до самых немыслимых обвинений против себя и других».
Любовь и ссоры, встречи и расставания, родственные чувства и фамильные тайны в книге Галины фон Мекк «Как я их помню» - это слегка приоткрытая дверь в жизнь замечательного семейства верноподданных граждан России.