Психологи считают, что родители могут без особых усилий научить ребенка понимать мысли и чувства окружающих людей, и таким образом увеличить их шансы быть социализированными и занять высокое положение в обществе.
Изучением этого вопроса занимались исследователи из Университета Йорка, которые вели наблюдение за 40 матерями и их детьми, которые находились в возрасте 10, 12, 16 и 20 месяцев. Особое внимание в ходе проведения исследования британские психологи уделяли тому, как матери разговаривают со своими детьми в процессе игры.
Данные полученные во время наблюдений были проанализированы и структурированы. На основании результатов ученые составили прогноз когнитивных способностей этих малышей.
Однако спустя некоторое время, когда принимавшим участие в опыте детям исполнилось 5-6 лет, психологи еще раз встретились с ними, чтобы подтвердить или опровергнуть свои догадки.
Ученые на этот раз применили известный в психологии тест «Странные истории» для того, чтобы оценить уровень способности детей понимать других людей в своем окружении. Психологический тест, который широко используется в современной детской психологии, состоит из описания 12 коротких сцен из жизни, которые говорят о таких понятиях, как ложь, сарказм и непонимание. Каждому из наблюдаемых детей был прочитан один из таких текстов, а потом ученые задавали вопросы, чтобы выявить степень понимания смысла рассказа.
Таким образом оказалось, что способность ребенка понимать реакции и мотивы других людей очень тесно связана с тем, как с ним разговаривала мать в процессе игры в грудничковом возрасте. Ученые отмечают, что в случаях, когда мать, наблюдая за реакциями ребенка, например, регулярно спрашивала его, не расстроило ли его то, что он не смог справиться с той или иной целью в процессе игры, то такой ребенок в возрасте 5 лет без проблем мог давать правильную оценку чувствам окружающих людей.
Следовательно, чтобы развить у ребенка социальные навыки, родителям нужно быть внимательными к его чувствам и мыслям.