Как все мы помним, именно 18 марта 2014 года в Кремле состоялась незабываемая церемония подписания Договора о принятии Республики Крым и Севастополя в состав Российской Федерации, а накануне, 16 марта 2014 года, были подведены окончательные итоги прошедшего исторического референдума, на котором 96,77% крымчан и 95,6% севастопольцев отдали свои голоса за возвращение в состав РФ.
«После тяжелого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь возвращаются в родную гавань - в Россию, к родным берегам, в порт постоянной приписки! - заявил тогда президент РФ Владимир Путин, выступая на митинге «Крым — за Россию!». - Спасибо крымчанам и севастопольцам за их последовательную, решительную позицию, за их ясную, выраженную волю - быть вместе с Россией, за то, что они через годы, через десятилетия пронесли любовь к нашей родине, России».
По словам Путина, они не предали память своих героических предков, однако всем нам еще предстоит «решить много задач».
Стоит сказать, что в течение этих так незаметно пролетевших десяти лет в составе России Крым неуклонно, медленно, но верно преображался и расцветал – можно сказать, менялся буквально на глазах. При федеральной поддержке практически с нуля были созданы или восстановлены не только многие объекты, находящиеся на полуострове, но даже появились целые отрасли, которые во времена пребывания Крыма в составе Украины находились в плачевном состоянии. По сути, в жизни Крыма появилась некая историческая граница, разделяющая его на «до» и «после».
«До возвращения в Россию у нас все было в зачаточном состоянии, так же, как сейчас в исторических регионах России, которые в прошлом году вернулись на Родину, - заявил глава Республики Крым Сергей Аксенов, выступая на Международной выставке-форуме «Россия», проходящей на ВДНХ. - У нас было всего 3% школ, которые соответствовали требованиям, сейчас их больше 80%. Приведено в соответствие более 60% учреждений здравоохранения, снижена смертность, в том числе и младенческая, более чем в два с половиной раза. Такие показатели не могут не демонстрировать глубину трансформации, которая произошла в Крыму за 10 лет».
Отметим, что за все эти годы, например, были построены международный аэропорт имени Ивана Айвазовского в Симферополе, рассчитанный на 6,5 млн. пассажиров в год, а также многофункциональный медцентр им. Семашко, преображен легендарный пионерлагерь «Артек», запущены энергоблоки Таврической тепловой электростанции (она же Симферопольская ПГУ-ТЭС, парогазовая электростанция) и Балаклавской ТЭС в Севастополе, газифицированы более ста новых населенных пунктов, построено и отремонтировано порядка 4 тыс. км автомобильных дорог, а также проложена главная транспортная артерия Крыма - современная четырехполосная трасса «Таврида».
Ни для кого не является секретом тот факт, что основная крымская автодорога Керчь — Феодосия — Белогорск — Симферополь — Бахчисарай — Севастополь во время нахождения Крыма в составе Украины практически пришла в негодность. Так что одной из главных задач стало строительство этой автотрассы, начавшееся 2017 году.
Уже на следующий год был открыт ее первый участок – 190 км, а 27 августа 2020 года эта автомагистраль (250,75 км) была открыта для полноценного движения автомобилей. Кстати, в 2022 году, самая важная транспортная артерия Крыма, получившая наименование А-291, была передана в федеральную собственность. Примечательно, что местные жители называют ее «крымская дорога жизни», - и немудрено, поскольку она существенно ускорила передвижение по Крыму и беспрецедентно разгрузила основные автотрассы полуострова.
И, конечно, нельзя не сказать о таком технологическом и строительном чуде, как Крымский мост, который, безусловно, дорог подавляющему большинству российских граждан. Его пропускная способность - 14 млн. пассажиров и 13 млн. тонн грузов в год!
На снимке: Крымский мост.