Кроме того, предложенная «Российскими лотереями» концепция реформирования отрасли основана на недостоверных данных.
Под председательством Татьяны Голиковой коллегия Счетной палаты рассмотрела результаты проверки эффективности вложений в уставный капитал ОАО «Российские лотереи» и реализации им уставных целей и задач.
Напомним, создана компания была в 1995 году для объединения лотерейных активов государства. Тогда в уставный капитал ОАО были внесены акции 27 обществ, которые были образованы из госпредприятий спортивных лотерей. В настоящее время, по данным «СПАРК-Интерфакса», его размер составляет 449 тыс. рублей. В 2012 году выручка ОАО - 1,5 млн. рублей, а чистая прибыль - 40 тыс. рублей. Единственным акционером ОАО является Росимущество.
Как показала проверка, средства, вложенные государством в ОАО, «безвозвратно утрачены в большем своем объеме», при этом отчетная документация общества «вводит Росимущество в заблуждение» относительно показателей, масштаба деятельности и активов компании. Фактически «Рослотереи» вообще не занимаются тем, для чего были созданы - компания не является ни оператором, ни организатором, ни распространителем лотерей. Пять из 27 дочерних компаний были ликвидированы, девять не ведут деятельности, а об остальных попросту отсутствует информация.
Между тем, «Рослотереи» в последние полтора года предлагали начать реформирование компании и лотерейного рынка в целом. Так, в апреле 2012 года Сергей Стрельников, занимавший тогда пост председателя совета директоров «Рослотерей» (сейчас - гендиректор), в письме Аркадию Дворковичу, на тот момент занимавшему должность помощника президента РФ, выдвинул инициативу создать госкорпорацию на базе ОАО.
Стратегия ее развития предполагала к 2018 году создать крупнейшего в России лотерейного оператора с выручкой 200 млрд. рублей и долей рынка 75-80%. Стрельников, в частности, предлагал поручить «Рослотереям» розыгрыши в поддержку ЧМ-2018 по футболу, здравоохранения, детского спорта, кинематографа и образования.
Стратегия развития предполагала, что к 2018 году капитализация «Рослотереи» превысила бы 150 млрд. рублей, а 49% компании можно было бы реализовать по частям стратегическим инвесторам и в ходе IPO. Эти планы участники рынка признавали нереалистичными - в 2012 году объем лотерейного рынка России оценивался всего в 20 млрд. рублей.
После того как данная инициатива не была поддержана, «Рослотереи» в июле 2013 года обратились уже в Минэкономики и Минфин - на этот раз компания выступила с предложением предоставить ей монопольные полномочия национального распространителя всех лотерей путем создания единой информационной системы учета продаж и администрирования рынка на ее базе. Таким образом через компанию должны были проходить все денежные потоки, а «Рослотереи» приобрели бы функции налогового агента.
Согласно концепции, к 2020 году налоговые поступления от лотерей должны были превысить 10 млрд. рублей в год. Концепция, основанная на недостоверных данных, не нашла поддержки у организаторов гослотерей - Минспорта и Минфина, говорится в сообщении Счетной палаты. По мнению гендиректора «Спортлото» Сергея Топилина, дальнейшие инициативы «Рослотерей» были направлены исключительно на оправдание собственного существования. От компании, по его словам, «осталось лишь громкое название».
Счетной палатой была проведена проверка по итогам 2009-2013 годов, а основной объем нарушений, ставший причиной столь плачевного результата, приходится главным образом на 2002-2005 годы, пояснил вчера Сергей Стрельников. Он также добавил, что обвинения в недостоверности сведений в подготовленной им концепции «Рослотерей», предъявленные Счетной палатой, базируются исключительно на различных оценках объема мирового лотерейного рынка.
По мнению Счетной палаты, дальнейшее существование «Рослотерей» как госкомпании нецелесообразно. ОАО было внесено в план приватизации на 2011-2013 годы, его рыночная стоимость оценивалась в 5,3 млн. рублей, однако, как выяснилось в ходе проверки, распоряжение о приватизации так и не было издано, и в план на будущий год «Рослотереи» уже не включили. По итогам проверки в правительство, Совет Федерации и Госдуму были направлены соответствующие письма.