Начать избавление «Роснано» от «дочек» Анатолий Чубайс решил с новосибирской компании SUN Innovations, которая занималась производством УФ-принтеров NEO, УФ- и сольвентных чернил Sunflower. Банкротство ИП к моменту начала процедуры было передано в управление «Уникомом», а ее долги составляли 365 млн. рублей.
Затем началась процедура банкротства компании «Уником», которая является совместным проектом «Роснано» с группой «Новый каучук», созданным для разработки добавок для асфальтобетонов. За непродолжительное время существования компания «Уником» стала крупнейшим в России производителем модификаторов для асфальтобетонов для ремонта дорог.
По данным предприятия, добавки в асфальт производятся из старых автомобильных покрышек и увеличивают срок службы дорожного полотна на 25-30%. На сегодняшний день порядка 20 млн. кв. м дорог в России покрыты асфальтобетоном именно с модификатором «Уникома».
Принципиальных проблем в «Уникоме» нет. Слабыми звеньями оказались менеджмент и система продаж. Основными покупателями модификаторов являлись предприятия «Росавтодора», которые успешно использовали их при строительстве и ремонте дорог. Однако «Уником» при этом, как ни странно, не получал того дохода, который мог бы получать.
По данным РБК, в «Уником» «Роснано» вложило 810 млн. рублей, рассчитывая на миллиардный доход, однако в прошлом году компания получила выручку в размере всего 221 млн. рублей.
В «Роснано» после этого провели анализ ситуации и выявили проблемные места. Оказалось, что руководство завода никак не потрудилось над продвижением товара и привлечением клиентов, и это при том, что Россия остро нуждается в улучшении качества дорожного покрытия.
Когда «Уником» встал перед угрозой банкротства, в «Роснано» разработали антикризисный план на 2013 год, который так и не был реализован. «Менеджмент и заявители проекта оказались не готовы играть по-крупному и не смогли толком выстроить операционную деятельность и особенно сбыт», - пояснил источник РБК в «Роснано», добавив, что госкомпания намерена перезапустить «Уником» в будущем, сменив полностью команду управленцев и подыскав иных партнеров.
«Технически этому ничто не мешает: права на технологию производства модификатора асфальта и материальные активы проекта находятся у «Роснано» под залогом и после банкротства отойдут госкомпании», - заявил, в свою очередь, аналитик AForex Нарек Авакян.
Впрочем, некоторые эксперты уверены, что причиной закрытия предприятия стала рекомендация Счетной палаты главе «Роснано» Анатолию Чубайсу избавиться от нерентабельных активов. В свою очередь, скептики припоминают Чубайсу его «успешную» деятельность по развалу экономики страны с помощью программы приватизации, запущенной в 1992 году. Об этом же свидетельствует и постановление Госдумы от 9 декабря 1994 года, в котором итоги приватизации признаны неудовлетворительными. Фактически приватизация привела страну к развалу производства и снижению добычи минеральных ресурсов, уничтожила многие крупные промышленные комплексы.
После того как в конце 1990-х все лакомые на тот момент куски были приватизированы, Чубайс стал главным энергетиком страны - с апреля 1998-го по июль 2008 года он возглавлял РАО «ЕЭС России». После случившегося 25 мая 2005 года в Москве веерного отключения электроэнергии из-за выхода из строя трансформаторной подстанции «Чагино», когда без света остались несколько районов столицы и Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей, Чубайс допрашивался прокуратурой как свидетель.
Многие эксперты до сих пор вспоминают, как член совета директоров РАО ЕЭС Борис Фёдоров заявил, что реструктуризация РАО проводится в интересах менеджмента компании, а также аффилированных олигархических и политических структур, назвав Чубайса «самым плохим менеджером России, который пытается за счет государства и акционеров стать крупным олигархом».
В ходе реструктуризации РАО ЕЭС, завершившейся в 2008 году прекращением деятельности госкомпании, возглавляемая Чубайсом корпорация оказалась раздробленной.
Напомним также, что аналитики напрямую возлагают ответственность за аварию на Саяно-Шушенской ГЭС на Чубайса. Как известно, в акте технического расследования причин катастрофы, в частности, говорится, что экс-председатель правления РАО «ЕЭС России» Анатолий Чубайс «утвердил акт Центральной комиссии по приемке в эксплуатацию Саяно-Шушенского гидроэнергетического комплекса. При этом не была дана должная оценка действительному состоянию безопасности СШГЭС». В выводах комиссии также указывается, что «в последующем не были разработаны и выполнены мероприятия по безопасной эксплуатации СШГЭС (в том числе не выполнено решение «в кратчайшие сроки приступить к работам по строительству дополнительного водосброса на Саяно-Шушенской ГЭС»), не заменены рабочие колеса на гидроагрегатах, не разработана программа компенсирующих мероприятий по безопасной эксплуатации гидроагрегатов, участвующих в регулировании мощности, и в связи с этим имеющих повышенный износ». Чубайс все эти обвинения отрицает.