По подсчетам аналитиков, за прошедший год продажи снеков на российском рынке выросли лишь на 0,1% в натуральном выражении и на 4,2% в денежном. Если сравнивать с динамикой продаж за год до этого, то падение рынка оказалось более чем существенным: в 2015 году в натуральном и денежном выражении рост продаж снеков составлял 4,1% и 14,9% соответственно. Таким образом, делает вывод РБК, рынок на данный момент близок к стагнации.
Самая плачевная ситуация сложилась в сегменте рыбных и морских закусок, продажи которых уже два года подряд демонстрируют снижение. Однако если в 2015 году продажи таких закусок в натуральном выражении упали на 16,2%, а в денежном на 3,9%, то по итогам минувшего года снижение составило 3,4% в килограммах и 3,8% в деньгах. По мнению аналитиков, это связано с резким скачком цен два года назад, тогда рыбные закуски подорожали сразу на 28,2%, а в 2016 году рост цен в этом сегменте составил лишь 0,5%.
Нарастить продажи удалось производителям чипсов – это одна из основных категорий снеков. По итогам 2016 года они выросли на 1,8% в натуральном выражении, тогда как за год до этого рост составлял 4,6%. В деньгах рынок чипсов вырос по итогам 2016 года так же менее значительно – 9,1% против роста в 15,5% за год до этого. При этом данная продукция, по подсчетам аналитиков, за год подорожала на 13%.
Замедление роста рынка Марина Лапенкова, возглавляющая департамент по работе с глобальными компаниями в «Nielsen Россия», связывает с несколькими факторами. Во-первых, снеки не являются товаром первой необходимости, поэтому рост розничных цен на продукты приводит к снижению спроса на них; во-вторых, активно развивается тренд здорового питания; и в-третьих, сокращаются ключевые каналы продаж снеков – уменьшается количество ларьков и киосков. Один из участников рынка рассказал изданию, что потери на рынке производители пытаются компенсировать с помощью более выгодных предложений, к примеру, больших упаковок снеков, которые потребителям покупать выгоднее. Также опосредованную поддержку рынку создает экономия россиян на кафе и кинотеатрах, на фоне которой растет домашнее потребление снеков.