Счетная палата опубликовала отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг хода реализации мероприятий национального проекта «Экология», в том числе своевременности их финансового обеспечения, достижения целей и задач, контрольных точек, а также качества управления». Как говорится в документе, ситуация с экологической обстановкой в стране является неблагополучной.
С 1 января 2019 года стартовала новая реформа по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО). Вместе с тем, как показал анализ плана мероприятий по реализации федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО», не учтены необходимые мероприятия, направленные на решение задачи по формированию комплексной системы обращения с ТКО, включая создание условий для вторичной переработки всех запрещенных к захоронению отходов производства и потребления. И сегодня существует вероятность недостижения цели по созданию эффективной системы обращения с ТКО, полагают в СП.
«Объем коммунальных отходов увеличивается такими темпами, что уже через 6 лет не останется полигонов для их размещения, а в отдельных субъектах это произойдет намного раньше», — отмечают аудиторы. В 11 субъектах РФ не приступили к работе региональные операторы по обращению с ТКО, обеспечивающие сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение ТКО на территории субъектов Российской Федерации. Емкости имеющихся полигонов в 10 субъектах Российской Федерации будут исчерпаны с 2020 по 2024 год.
Препятствием для решения вопроса, в том числе, стало медленное принятие необходимых для заявленной ранее мусорной реформы документов. Так, отмечает СП, на 1 ноября 2019 года 13 из 97 нормативных актов для решения проблемы не приняты в установленный срок либо приняты позже, в связи с чем выполнение мероприятий переносится на более поздние сроки.
Между тем, неуклонный рост образования и накопления отходов является следствием крайне высокого уровня потребления сырьевых ресурсов по причине экспортно-сырьевой направленности производства. И именно при добыче полезных ископаемых образуется наибольшее количество отходов (86,8% от общего количества образующихся отходов в РФ за 2016 год).
Как следует из Стратегии экологической безопасности, уже накоплено свыше 30 млрд. тонн отходов производства и потребления. По итогам проверок выявлено 340 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 17 млн. человек. Ежегодно образуется примерно 4 млрд. тонн отходов производства и потребления, из которых 55–60 млн. тонн составляют твердые коммунальные отходы.
Увеличивается и количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а размещаются на полигонах и свалках, что приводит к выводу продуктивных сельскохозяйственных угодий из оборота. Около 15 тыс. санкционированных объектов размещения отходов занимают территории общей площадью примерно 4 млн. га, и которые ежегодно увеличиваются на 300–400 тыс. га.
Не предусмотрены меры и целевые показатели по стимулированию раздельного сбора отходов. Кроме того, меры, направленные на создание мощностей по обработке и утилизации отходов в целях повышения доли утилизации образуемых отходов до 36% к 2024 году в отдельных регионах, недостаточны. В 7 из 10 субъектов РФ (Камчатский, Приморский и Алтайский края, Чукотский автономный округ, Мордовия, Ленинградская и Московская области), остаточная емкость полигонов которых будет исчерпана в ближайшее время, критичная ситуация с местами захоронения отходов не изменится.
Даже при достижении значений показателя «Доля твердых коммунальных отходов, направленная на утилизацию, в общем объеме образованных твердых коммунальных отходов», запланированных федеральным проектом для указанных регионов от 0 до 36%, тенденция их дальнейшего накапливания и захоронения сохранится.
Ситуация действительно удручающая, признает эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский. Свалки занимают более 4 млн. га – это территория Голландии или Швейцарии, при этом их объем увеличивается на 10% ежегодно. Система переработки мусора нуждается не столько в восстановлении, сколько в создании, поскольку объемы производимого мусора – это 400 кг на человека – в пересчете на количество проживающих людей в стране видятся угрожающими.
Безусловно, государством принимаются какие-то меры, в частности, несколько раз были озвучены планы по постройке более 200 мусороперерабатывающих и мусоросжигающих заводов, но пока эти планы остаются лишь на бумаге. Ну, а про мусорные полигоны говорить не приходится – в памяти свежи кейсы с Волоколамским полигоном и станцией Шиес в Архангельской области, куда предполагалось свозить мусор из Москвы и области. Кроме этого, нет точной информации о том, сколько миллионов тонн мусора находится в лесах.
Проблема также кроется в укоренившемся в сознании образе «мусорного пакета», продолжает Кричевский. У людей нет четко выработанного понимания того, что отходы можно и нужно разделять. Эта трансформация происходит не сразу, но определенные ее плоды уже есть – количество контейнеров для раздельного сбора отходов увеличивается и они начинают заполняться. Но даже несмотря на это вопрос с переработкой все равно будет стоять до тех пор, пока не будет построена сеть заводов по обработке мусора.
Ежегодно в России на свалки отправляется 9 млн. тонн макулатуры, 2 млн. тонн пластика и 0,5 млн. тонн стекла. Это отходы, которые можно и нужно перерабатывать, что, увы, у нас не делается. И нам, полагает эксперт, необходимо учитывать зарубежные кейсы в этом вопросе. Япония строит остров из мусора, на котором будет жить часть участников Олимпиады-2020.
Швейцария запретила строительство мусорных полигонов 20 лет назад, более половины мусора там преобразуется в энергию, а за неразделенный мусор жителей штрафуют. Схожий пример можно найти в Швеции – под Стокгольмом функционирует мусороперерабатывающий завод, превращающий отходы в сырье и энергию для отопления домов, нагрева воды и так далее. Активно продвигаются компаниями по производству спортивной одежды комплекты форм известных футбольных сборных из вторсырья, как правило, из переработанного пластика.
Перспективы решения данного вопроса зависят от того, насколько быстро будет продвигаться процесс создания сети мусоросжигающих и мусороперерабатывающих заводов, причем от этого зависит как краткосрочная, так и долгосрочная перспектива, говорит Кричевский. Также стоит активнее продвигать идеи раздельного сбора отходов и обеспечить государственных контроль свалок в стране, которых насчитывается более 15 тыс., если говорить о легальных.
Единственно правильной стратегией уменьшения количества отходов является их вторичное вовлечение в оборот, уверена, в свою очередь, первый заместитель генерального директора ГК «Капитал Инвест» Лариса Пономаренко. Для этого необходимо внедрение раздельного сбора отходов, заявила она «Веку». Постановление правительства РФ №354 позволяет производить начисление жителям оплаты услуги по обращению с ТКО исходя из количества и объема контейнеров, что позволяет существенно сократить данную строку расходов.
Однако региональные операторы по обращению с ТКО не спешат внедрять раздельный сбор, хотя именно на них лежит обязанность по установке на контейнерных площадках контейнеров для раздельного сбора, констатирует эксперт. Кроме того, необходимо повышать и экологическую культуру населения. Делать это нужно начиная с детских садов и школ. Дети будут стимулировать родителей заботиться о природе. И в тех многоквартирных домах, где большинство собственников готовы перейти на раздельный сбор ТКО, необходимо принимать решение о заваривании мусоропроводов. «Только совместными усилиями мы решим столь важную экологическую проблему», – считает Пономаренко.
Проблема хранения отходов обсуждается не первый год. Так что то, констатирует управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, что вскоре в России не останется свободных площадей для их размещения и дальнейшей сортировки – это логичный вывод. Вопрос в том, чтобы принимаемые меры могли эффективно влиять на новые параметры обращения с мусором. Речь идет о мусорной реформе и поэтапному введению новых мер по сбору, сортировке утилизации и переработке мусора.
На текущий момент в регионах власти согласно нацпроекту и реформе принимают меры для объективной оценки действующих и закрытых полигонов – чтобы выстроить стабильную работу региональных операторов, чтобы они могли работать на этих полигонах и создавать мощности для сортировки и вторичной переработки мусора. С другой стороны, если на этих полигонах места не остается, необходимо решать вопрос, что делать со старым мусором и как рекультивировать территорию? Если мусор закопать – пострадают подземные воды. Если мусор разбирать, нужны новые площади для переработки вновь поступающего мусора и необходимое число специалистов.
Сейчас в регионах проблемы мусора решаются разными способами, отмечает аналитик. Преимущественно сортировка мусора происходит следующим образом: отходы делятся на бытовые, крупногабаритные и пластик. Крупногабаритный мусор сортируется и отправляется на специальные предприятия для дробления, пластик стараются отделять от остального мусора, далее он измельчается и отправляется на захоронение. Основной бытовой мусор также сортируется. Примечательно, что металлы из мусора отделяются при помощи магнита, а остальной мусор в зависимости от его вида брекетируют.
Более-менее крупный мусор также проходит через сортировочную ленту, где алюминий отделяется от бумаги, пластика, стекла, полиэтилена и т.п. Извлекается из мусора даже жидкость, которая проходит многоступенчатую переработку и часть ее возвращается в экосистему через водосток. Отделенные из мусора элементы вполне подходят для вторичного использования и при грамотном подходе к мусорной теме в регионах можно на этом даже зарабатывать. Формируя определенную продукцию для определенного вида потребителей.
Что же касается сжигания и складирования нерассортированного мусора, то даже, например, сжигание брикетов – вполне логичный шаг после их формирования. Однако, предупреждает Жарский, зола после сгорания мусора – это токсичный медленный яд для экологии, поэтому у предприятия должны быть место для хранения золы и специальные саркофаги.
Эксперт также соглашается с тем, что ряд стран, значительно меньших по территории, уже решил свой мусорный вопрос. И для России основная проблема – это информационная работа с населением, донесение данных о грамотной сортировке мусора. При этом важно, чтобы не только люди научились обращаться с мусором, но чтобы тот, кто занимается в нашей стране этими проблемами, не превращал реформу и нацпроекты в дополнительный способ обогащения, а был нацелен на действительный результат качественного изменения схемы обращения с отходами.