По итогам первого квартала рынок средств по уходу за домом в годовом исчислении упал на 2,5% в натуральном выражении; и вырос на 2,1% в денежном. Для сравнения, за год до этого продажи в штуках падали на 1,6%, а в деньгах росли на 11,5%. Снижение рынка, начавшееся в третьем квартале прошлого года, проходит на фоне сберегательной модели поведения россиян – они ищут более экономичные продукты.
Из-за этого растут продажи универсальных средств: в натуральном выражении они увеличились на 14,9%, а в денежном на 20,2%. Например, спрос переместился со специализированных стиральных порошков на те, которые подходят для любого белья. Мария Мироновская, возглавляющая отдел продаж в дрогери-сети «Улыбка радуги», отметила изданию, что российские покупатели, хотя и ограничены в средствах, психологически устали от экономии.
В связи с этим снижается спрос на продукцию мировых брендов, и растут продажи средств собственных торговых марок ритейлеров. В «Улыбке радуги», например, каждый второй проданный товар – собственного производства. В целом по рынку ситуация другая, отмечают в Nielsen. Так, в сегменте освежителей воздуха, средств для прочистки труб и отбеливателей, доля собственных торговых марок в структуре продаж близка к трети или четверти от общего объема, а вот в сегменте стиральных порошков и чистящих средств она минимальна.
В основном средства по уходу за домом приобретают в специализированных магазинах: их доля в структуре продаж составляет 31% в денежном выражении. Но, в отличие от супермаркетов, продажи бытовой химии в них упали.
Представители дрогери-сетей – магазинов, в которых продают бытовую химию и косметику, отметили, что им удалось компенсировать снижение спроса на бытовую химию, нарастив продажи косметики: россияне перераспределили расходы в пользу товаров для красоты и гигиены. За прошлый год, по подсчетам GfK, продажи товаров по уходы за лицом в РФ показали рост на 28% в деньгах, на 9% в штуках. Это позволяет сетям дрогери расти, и на рынке появляются новые игроки.