Завод экспортирует свою продукцию более чем в 120 стран мира. Доля экспорта – 85% от общего объёма производимой продукции». Одиннадцать крупнотоннажных агрегатов, из которых семь агрегатов аммиака, два агрегата карбамида составляют производственные мощности этого завода, пожалуй, в два-три раза более крупного, чем среднее подобное предприятие в стране.
К тому же у ТоАЗа есть еще одно преимущество – уникальный, единственный в России аммиакопровод Тольятти–Одесса. Этот гигантский трубопровод протяженностью почти 2400 км, исторически строившийся как единый комплекс с «Тольяттиазотом», обеспечивает заводу практически самые низкие транспортные издержки среди всех производителей азотных удобрений. Правда, по трубопроводу можно транспортировать только сырье – аммиак, а готовый продукт – карбамид – нельзя, его приходится, как и другим производителям удобрений, перевозить по железной дороге. Но и здесь затраты ТоАЗа на перевозку далеки от максимальных, скорее, близки к средним по отрасли. Это означает, что от «Тольяттиазота» можно ожидать солидных прибылей – а значит, солидных налогов для решения социально-экономических проблем региона и солидных дивидендов для акционеров.
Однако «ожидать» не значит «получить». Уже не первый год претензии к Тольяттинскому заводу выдвигаются буквально со всех сторон: его действиями недовольны и работники предприятия, и местные жители, и экологические организации, и государственные органы. Вот только несколько наиболее ярких дел: в 2003 году «ТоАЗ» и аффилированный с ним «Трансаммиак» обвинены в злостном нарушении антимонопольного законодательства.
В 2005 году прокуратура возбудила уголовное дело против топ-менеджеров предприятия А. Макарова и В. Махлая (мошенничество и уклонение от уплаты налогов). В 2006 г. УФНС по Самарской области предъявило «ТоАЗу» претензии на 2,582 млрд рублей. Налоговики обвинили руководство завода в занижении цен на аммиак и завышении расходов на операционную деятельность. И все это – не считая конфликтов с партнерами – Межрегионгазом, Укртрансаммиаком (конфликт с Укртрансаммиаком – совсем недавний, о нем писали многочисленные СМИ).
Не прекращаются и проблемы «ТоАза» с миноритарными акционерами. Так, в 2007 году компания Tringal Equities Inc. (владела на тот момент 2% акций) требовала $84 млн с совета директоров предприятия и управляющей компании химкомбината – в частности, всё за то же занижение цены на продаваемый аммиак. Попытки группы «Ренова» Виктора Вексельберга полноценно управлять своим миноритарным пакетом акций «ТоАза» успехом так и не увенчались, в результате в том же 2007 году этот пакет «Ренова» продала «Уралхиму», а сам Вексельберг до сих пор не может расстаться с обвинениями в попытках рейдерского захвата предприятия.
Чуть успешнее оказались попытки ирландского миноритария «Тольяттиазота» – компании «Eurotoaz limited» восстановиться в реестре акционеров «ТоАза», откуда эта компания таинственно исчезла несколько лет назад. Это дело дошло даже до Высшего арбитражного суда, после того как в январе этого года суд кассационной инстанции постановил восстановить акционерные права «Eurotoaz limited» на акции «ТоАза».
Миноритариям «ТоАЗа» вообще не повезло. Хотя руководство предприятия считает, что это «Тольяттиазоту» не повезло со своими миноритарными акционерами. И вообще с акционерами. Так, действиями нынешнего руководства завода даже основной владелец предприятия – Владимир Махлай весной прошлого года был смещен с поста председателя корпорации «Тольяттиазот», который занимал 15 лет, и оказался лишенным своего 75-процентного пакета акций предприятия. Однако произошло это тихо и без скандалов. Дело в том, что еще на заре становления рыночных отношений именно тогдашний директор «Тольяттиазота» Владимир Махлай придумал и реализовал схему вывода прибыли с предприятия с использованием офшорных трейдеров. А поскольку схема эта, применяемая «ТоАзом» до сих пор, имеет мало общего с законом, то публично обвинять нынешнее руководство в рейдерстве Махлай не может.
В результате сегодня над одной из крупнейших компаний страны установился полновластный контроль со стороны членов совета директоров «Тольяттиазота» во главе с генеральным директором Евгением Королевым.
Получение максимального дохода с предприятия – основная цель правящей верхушки предприятия. В том числе – путем «экономии» на налогах. Благодаря годами испробованным схемам ОАО «Тольяттиазот» платит налог на прибыль в размере всего… 2%! Вернее, два процента с прибыли платит даже не сам «Тольяттиазот», а его аффилированный трейдер, зарегистрированный в швейцарском кантоне Сент-Галлен – чуть ли не единственном офшорном островке Швейцарии. «Тольяттизот» продает «Фортрейду» продукцию по сказочно низким ценам. Так, например, при среднерыночной цене за карбамид в 350 долларов за тонну, швейцарскому трейдеру он достается всего по 200. А тот реализует товар уже по рыночной цене, получая значительную маржу. Таким образом, официально завод продает свою продукцию практически по себестоимости и получает копеечную прибыль. А вся прибыль от перепродажи продукции офшорным трейдером возвращается руководству предприятия полновесным золотым потоком.
«Тольяттиазот» обвиняется в продаже продукции по трансфертным ценам аффилированным структурам уже давно – с середины 2000-х годов. Аналитики подчеркивают, что это резко снижает чистую прибыль и позволяет уклоняться от уплаты налогов. Самые взвешенные и осторожные эксперты фиксируют непрозрачность компании. Так, еще в 2008 г. аналитики Global Equity Research отмечали: «По нашим оценкам, 95% экспорта компании (до 70% ее предполагаемой выручки) проходит через аффилированных оффшорных трейдеров по заниженным ценам… Помимо этого, конфликт с миноритарными акционерами заставил компанию искусственно занижать чистую прибыль в целях выплаты меньшего количества дивидендов».
Таким образом, крупный химический гигант, который потенциально должен генерировать немалую прибыль, фактически уклоняется от исполнения своих обязательств перед государством, уходя от выплаты налогов. Свои обязательства перед акционерами «Тольяттиазот» тоже не выполняет. Встает закономерный вопрос: долго ли продлится власть нынешнего руководства «Тольяттиазота», нагло попирающего российские законы?