РЖД придется отчитаться об экспортной надбавке

ФАС и ОАО РЖД договорились о том, на каких условиях будет продлена экспортная надбавка к тарифу монополии. Она будет снижена с нынешних 13,4%, по данным "КоммерсантЪ", обсуждается уровень 10%. Но, по мнению источников "Ъ", просто продлить надбавку будет непросто.

Железнодорожный гигант и Федеральная антимонопольная служба достигли принципиальной договоренности о сохранении экспортных надбавок к тарифам на перевозку грузов по определенным направлениям. Срок действия надбавки, размер которой сейчас составляет 13,4%, завершается в начале следующего года. Решено, что новая ставка окажется меньше нынешней, анонсировал руководитель ФАС Игорь Артемьев*. Однако ее точный размер пока неизвестен. Неофициально, информированные источники говорят, что надбавку уменьшат до 10%. Отметим, раньше в ФАС настаивали на сокращении надбавки в два раза.

Экспортная ставка действует с 2013 года, когда РЖД наделили возможностью снижать либо повышать тарифы на отдельных направлениях. Предельный размер повышения тарифа составил 13,4%, а снижения – 25%. Сниженными тарифами пользовались угольщики, но сейчас льготная ставка для них уже не действует. Что касается надбавки на экспорт, то ее разрешено применять для грузов, которые следуют через наиболее загруженные участки линий, обходные маршруты для которых отсутствуют. В перспективе вырученные средства РЖД должна была использовать для ликвидации подобных «узких мест» путем расширения пропускной способности востребованных участков.

Но в железнодорожном ведомстве осенью нынешнего года заговорили не только о сохранении надбавки, но и о установлении ее на бессрочном основании. Однако источники в транспортной сфере говорят, подобная формулировка станет прямым признанием того, что РЖД не тратит дополнительно вырученные средства на заявленные цели, и не модернизирует проблемные участки инфраструктуры.

Реклама на веке

В документации, на основании которой вводилась надбавка, ее целевое назначение было сформулировано достаточно четко, однако список участков, подлежащих модернизации, приложен не был. Поэтому РЖД при желании сможет объяснить переброску средств на работы на других направлениях. Вместе с тем, добавляют собеседники, судьбой дополнительных поступлений уже заинтересовался вице-премьер Аркадий Дворкович, который затребовал подробные сведения о работах по реконструкции и модернизации, которые были выполнены за время взимания экспортного сбора в «узких местах».

*
Игорь Артемьев внесен Минюстом в реестр иностранных агентов
Реклама на веке
Названы главные ошибки в лечении прыщей Песков опроверг планы получить от Белых показания на Навального