Первый договор по СНВ был прекращен по причине неисполнения обязательств американской стороной. Потому второй договор российская сторона подготовила с преамбулой, в которой содержатся условия, что он будет строго и последовательно соблюдаться США.
Российские парламентарии утверждают, что новый договор соответствует национальным интересам нашей страны, а его ратификация является «крупным внешнеполитическим шагом на пути укрепления стратегической стабильности и безопасности в мире».
Подготавливая документ к третьему чтению, нижняя палата парламента приняла специальные заявления о своей позиции по договору СНВ-2 и о поддержании боевой готовности и развитии стратегических ядерных сил РФ, ядерного оружейного комплекса и работающих в данной сфере организаций оборонно-промышленного комплекса.
В Госдуме отмечают, что одностороннее понимание США отдельных положений договора не меняет юридических обязательств американской стороны по его исполнению. В свою очередь РФ не берет на себя никаких дополнительных обязательств, отмечается в документе.
При этом одним из условий эффективности нового договора депутаты считают закрепленное в нем признание РФ и США наличия взаимосвязи между СНВ и стратегическими оборонительными вооружениями. Госдума также обращает внимание мирового сообщества на то, что односторонние разработки США глобальной системы ПРО могут разрушить систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений, отмечает РБК.
Парламентарии считают неоправданным размещение нестратегического ядерного оружия США за их пределами и призывают Вашингтон вернуть его на свою территорию, а также полностью ликвидировать находящуюся в других странах инфраструктуру, обеспечивающую быстрое развертывание такого оружия.
Кроме того, Госдума изложила в заявлении свою позицию по некоторым вопросам, касающихся непосредственно исполнения достигнутых между странами договоренностей.
В частности, законотворцы указывают, что обмен телеметрической информацией о пусках баллистических ракет в соответствии с положениями договора по СНВ и законодательством РФ «может осуществляться только после полного согласования в рамках двусторонней консультативной комиссии всех связанных с этим вопросов, указанных в протоколе к договору и приложении о телеметрической информации».
Предполагается, что наряду с ратификационным законом это заявление будет приложено к ноте в связи с обменом грамотами о ратификации договора обеими сторонами.
В другом заявлении, посвященном поддержанию боевой готовности российской армии, отмечается, что поддержание потенциала ядерного сдерживания в необходимой степени готовности является одной из основных задач военной политики РФ. При этом особое значение должно придаваться тем видам стратегических наступательных вооружений (СНВ), которые обладают «наибольшей боевой устойчивостью и имеют наибольший потенциал для преодоления противоракетной обороны».
По мнению российского парламента, выполнение Россией своих обязательств по сокращению СНВ должно происходить таким образом, чтобы боевые возможности и потенциал стратегических ядерных сил РФ, а также ядерного оружейного комплекса и работающих в этой сфере организаций ОПК поддерживались на уровне, «гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств».
Депутаты подчеркнули необходимость безотлагательной проработки вопроса о восстановлении такой численности российской группировки спутников предупреждения о ракетном нападении, которая обеспечивала бы постоянное наблюдение за всеми ракетоопасными районами. В контексте решения задач укрепления российского стратегического потенциала Госдума также указывает на необходимость рассмотрения возможности расширения военно-технической кооперации с Украиной.
Напомним, что договор по СНВ-2 был подписан президентами РФ и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой 8 апреля 2010 года в Праге и содержит договоренности по ограничениям и предельным уровням СНВ, а также положения по их охвату, размещению, порядку зачета, инспектированию, переоборудованию и ликвидации. С целью обеспечения эффективности договора и разрешения любых неясных моментов, связанных с его осуществлением, учреждается специальный орган - Двусторонняя консультативная комиссия.
Согласно документу, каждая из сторон сокращает и ограничивает свои СНВ таким образом, чтобы через 7 лет после вступления договора в силу и в дальнейшем их суммарные количества не превышали 700 единиц для развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ). Для боезарядов на них вводится предельная величина - 1 тыс. 550 единиц, а для развернутых и неразвернутых пусковых установок (ПУ) МБР и БРПЛ, а также ТБ - 800 единиц.
В отличие от договора между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений от 31 июля 1991 года, новый договор позволяет России самостоятельно определять состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, включая их наземную мобильную составляющую. При этом существовавшие по прежнему договору затратные и негативно влиявшие на поддержание боеготовности стратегических ядерных сил особые меры контроля за ней в новом договоре полностью исключены.
Договор заключен на 10 лет. При этом предусмотрена возможность его продления по решению сторон на срок не более 5 лет, сообщает ПРАЙМ-ТАСС.