Смысл налогового маневра, действующего с начала года, заключается в том, что снижается экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты, однако при этом повышается налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Снижаются также и акцизы на нефтепродукты.
По прогнозам Сечина, если не будут введены дополнительные льготы, то к 2017 году Россия может столкнуться с дефицитом бензина на внутреннем рынке. При сохранении текущего уровня потребления он составит около 5 млн. тонн в год.
В письме главы «Роснефти» указывается, что привести к таким последствиям может полная остановка проектов по модернизации НПЗ крупных нефтяных компаний либо их существенное затягивание.
Чтобы не допустить дефицита, Сечин предлагает субсидировать процентную ставку по займам для инвестиций в проекты по модернизации НПЗ для тех компаний, которые продолжают их реализовывать. Кроме того, он считает целесообразным отказаться от индексации железнодорожных тарифов для таких компаний.
Благоприятно сказаться на состоянии отрасли также могут налоговые каникулы по экспортной пошлине на нефтепродукты в зависимости от глубины переработки. Помимо этого предлагается выдавать новые лицензии на разработку месторождений нефти и газа при условии, что добытое сырье будет перерабатываться на отечественных заводах и реализовываться на внутреннем рынке.
Предложения, скорее всего, будут рассмотрены в октябре: Сечин попросил сделать это на президентской комиссии по ТЭКу, которая пройдет осенью.
Ранее вице-президент и пресс-секретарь «Роснефти» Михаил Леонтьев предупредил, что Россия может столкнуться с дефицитом бензина, если правительство РФ не поменяет налоговую политику.
Как отмечает источник в Минфине, предложения Сечина вряд ли будут одобрены в фискальном ведомстве, поскольку пока не получено никаких данных, свидетельствующих о негативных последствиях для нефтепереработчиков вплоть до убытков и закрытия заводов. По мнению источника, последствия преувеличены и смысла в новых пакетах льгот он не видит.
Тем временем, согласно данным Росстата, за последнюю неделю июля объемы выпуска моторного топлива в стране сократились. Производство автомобильного бензина снизилось на 0,4% по сравнению с предыдущей неделей, но по сравнению с тем же периодом прошлого года увеличилось на 0,7%. Производство дизельного топлива за неделю упало на 5%, а в сравнении с концом июля прошлого года - на 5,7%.
Одновременно отмечен рост цен на все марки бензина и дизтоплива в диапазоне от 0,1 до 0,4%. С начала года бензин подорожал на 2,0 - 2,6%, дизтопливо - на 0,8%. За последнюю неделю рост цен отмечен в 60 центрах субъектов РФ. На 3,1% также увеличилась стоимость газомоторного топлива. В целом рост цен на бензин за январь–июль по отношению к тому же периоду прошлого года составил 6,3%, относительно декабря стоимость топлива поднялась на 2,7%. За июнь стоимость бензина выросла на 0,9%.