В царствование равноапостольного императора Константина (IV век) в Иерусалим отправилась его мать Елена с целью обрести величайшую из святынь — Крест Спасителя. Языческий храм Венеры, построенный на месте Распятия, был снесен, и под землей обнаружилась пещера. В ней сохранились три креста и гвозди. Однако какой именно из них был Крест Господень смогли узнать только по чудесам. Чтобы узнать, какой из крестов принадлежал Спасителю, их поочередно возлагали на покойника.
По возложении Креста Господня, мертвец ожил. Множество народа пришло поклониться святыне, но люди не могли даже подойти к ней, так их было много. Тогда патриарх поднял Крест, дабы все могли благоговейно созерцать его. В память об этих событиях установлен двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.
Императором Константином был построен величественный храм Воскресения Господня, под сводами которого оказались главные святыни — Голгофа и Гробница Христа. Древо Креста поставили в алтаре на горнем месте. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по старому стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.
Во всех православных храмах в этот день совершают в этот день Божественную литургию.
По народному календарю с Воздвиженья обычно начинали рубить капусту, а молодежь устраивала капустные посиделки - капустники, которые длились около двух недель; по наблюдениям, высоко в этот день летят гуси - к высокому половодью; если еще не отлетели скворцы - ожидалась вся осень сухой и теплой.
На Воздвижение нельзя ходить в лес. Считается, что все гады в этот день собираются и прячутся под землей. От Честного дня до Благовещения (7 апреля) земля ”сдвигается” — закрывается и отдыхает. Ее нельзя копать — иначе на следующее лето будет засуха.