В последнее время Татьяна Лиознова тяжело болела. Артист Юрий Яковлев, снимавшийся в фильме «Карнавал», отметил, что, несмотря на все эти больницы и плохое самочувствие, кончина Лиозновой стала для него неожиданностью.
Еще совсем недавно Лиознова была во ВГИКе со своими студентами, но, как рассказал РИА «Новости» близкий друг Лиозновой, главный редактор журнала «Кинопроцесс» Вячеслав Шмыров, медленно угасала. С марта этого года она практически не покидала клинику.
Лиознова сняла фильмы «Евдокия» (1961), «Им покоряется небо» (1963), «Три тополя на Плющихе» (1967), «Мы, нижеподписавшиеся» (1980), «Карнавал» (1982), а также прославленный 12-серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».
Лиознова родилась в Москве в 1924 году. В 1949 году она окончила ВГИК (позже Лиознова стала преподавателем в этом вузе.) Свою дебютную работу «Память сердца» она сняла в 1958 году.
Лиознова также проявила себя как сценарист – картину «Карнавал» она сняла по сценарию, который написала в соавторстве с Анной Родионовой.
Татьяна Лиознова была отмечена рядом почетных наград. В частности, в 1999 году ей был вручен орден «За заслуги перед Отечеством» III степени, в 2009 году – орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени. С 1984 года она также носила звание Народной артистки СССР
Друзья и коллеги отзываются о ней как о тонком художнике и высочайшего уровня режиссере и вспоминают, что она была тираном на площадке, но при этом умела создать необыкновенную атмосферу творчества. Выпускница легендарного курса Герасимова во ВГИКе, начавшая карьеру «снизу», с самых азов режиссуры, она снимала фильмы, которые сразу становились народными хитами, пользовались всесоюзной популярностью, расходились на крылатые фразы и анекдоты.
Свои соболезнования родным и близким Татьяны Лиозновой выразили первые лица государства. Премьер Владимир Путин отметил, что каждая работа Лиозновой в кино была «подлинным событием, над которым не властно время и исторические эпохи».
«Великий режиссер, огромный организатор и огромный человек. Никогда невозможно было предсказать, какую новую краску она откроет в артистах. 500 ролей в фильме «Семнадцать мгновений весны». И каждая интересна в своем роде. И каждый артист выступил в новом качестве, ничего подобного до этого не играя», - рассказал артист Вячеслав Шалевич, сыгравший в другом знаменитом фильме Лиозновой «Три тополя на Плющихе».
Он, как и многие в этот вечер скорби, заметил, что режиссеру удавалось создавать необыкновенную атмосферу в кадре. «Она импровизировала, придумывала сцены, которых не было, каждая ее картина становилась значительным событием отечественного кинематографа», - подчеркнул он.
У этого величия были свои истоки – а именно ВГИК, который она окончила вместе с уже ушедшими титанами советского кинематографа – Ноной Мордюковой, Вячеславом Тихоновым и другими. Как охарактеризовал поколение первый заместитель председателя Союза кинематографистов РФ Сергей Лазарук - «последние из могикан». «Лиознова из тех режиссеров, кто составляет славу отечественного кинематографа, ее картины, тот же «Карнавал», переживают поколения, возраста и режимы», - уверен он.
Артист Александр Михайлов рассказал о своем периоде счастья – когда он играл в нескольких фрагментах в фильме «Карнавал». «И этого было для меня достаточно, чтоб понять: перед тобой уникальный режиссер высочайшего класса. К сожалению, такая режиссура сегодня уходит», - сказал он РИА «Новости».
Из творчества Лиозновой сложно выделить один фильм, но все же «Семнадцать мгновений весны» - монумент ее таланту на века. И чтобы его создать, как рассказал актер Леонид Броневой РИА «Новости», Лиозновой пришлось стать тираном на площадке.
«Она, конечно, была настоящим диктатором, железным человеком, иначе невозможно было снять такой фильм. Я до сих пор не могу понять, как она подняла и сделала это», - говорил Броневой, добавляя, что пока одни режиссеры снимали по 20 метров пленки в день, она успевала 200, а для одной из последних серий и все 300 метров.
Похоронят Татьяну Лиознову на Донском кладбище Москвы рядом с могилой матери.