18+
  1. Страна военнообязанных

Страна военнообязанных

Страна военнообязанных
Порошенко пригрозил ввести военное положение, если ополчение перейдет в наступление в Донбассе. Конфискация автомобилей, трудовая повинность, принудительное расселение солдат по квартирам и другие «прелести» – все это готовит военное положения для простых украинцев.

Идея ввести военное положение находит поддержку среди части украинцев, решивших непонятно почему, что война – это игрушки. А также желающих уничтожить Донбасс вместе с его жителями, потому как якобы из-за них Украину вместе со всем населением не пускают в сытый европейский рай, где будут платить зарплату минимум $1000 и пенсию минимум $500.

В начале мая Верховная Рада приняла во втором чтении и в целом внесенный президентом проект №2541, предлагающий новую редакцию закона «О правовом режиме военного положения». Сейчас текст находится на подписи в администрации президента Украины. К чему стоит готовиться простым украинцам, если Порошенко и вправду решит ввести военное положение?

Процедурные вопросы

Если перевести термин «режим военного положения» c юридического языка на человеческий, то военное положение в повседневной жизни означает, что:

- на какой-то промежуток времени исполнительная власть и военные получают дополнительные права;

- права обычных граждан, в том числе конституционные права, ограничиваются;

- экономика переводится на военные рельсы.

А, значит, закон, регулирующий режим военного положения, - это, в первую очередь, ответ на следующие вопросы:

- какие дополнительные права получают органы государственной власти и армия?

- в каких правах ограничиваются обычные граждане и юридические лица?

- какой из государственных органов и на какой срок имеет полномочия вводить военное положение?

Итак, согласно статье 1 нового закона военное положение – это совокупность следующих характеристик:

- это особый правовой режим, который вводится на Украине или отдельных регионах в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения;

- этот режим предусматривает, что органы государственной власти, военное командование, военные администрации и органы местного самоуправления получают дополнительные полномочия, несвойственные для их деятельности в мирное время;

- центральная власть ограничивает конституционные права человека и гражданина;

- закон в обязательном порядке требует указать, на какой срок президент и Верховная Рада вводят военное положение (а, соответственно, указать, на какой срок власть вводит ограничение прав граждан и юридических лиц).

Согласно статье 5 закона процедура введения военного положения выглядит следующим образом:

- сначала Совет национальной безопасности и обороны Украины готовит для президента предложения в пользу решения о военном положении;

- президент принимает решение ввести военное положение на всей территории Украины или в отдельных регионах страны – подписывает соответствующий указ и передает его на утверждение в Верховную Раду;

- Верховная Рада собирается в двухдневный срок, чтобы проголосовать за закон, утверждающий указ президента о военном положении;

- указ и закон подлежат немедленному оглашению через СМИ «либо обнародованию другим путем». Указ о военном положении и закон вступают в силу одновременно – но только с момента обнародования, а не с момента принятия или подписания;

- вместе с тем, статья 7 закона предоставляет президенту право досрочно своим указом отменить военное положение для всей Украины или отдельных ее регионов. В таком случае указ главы государства не требует утверждения депутатами Верховной Рады.

Не пущать и запретить

После вступления указа президента в силу военное командование и военные администрации получают целый ряд дополнительных полномочий. И здесь для начала стоит конкретизировать: после введения военного положения в системе государственной власти появляются новые органы, обладающие целым списком полномочий.

В первую очередь режим военного положения по факту расширяет полномочия президента Петра Порошенко, так как закон гласит, что именно президент «осуществляет общее руководство введением и выполнением мероприятий правового режима военного положения». В дополнение президент «осуществляет стратегическое руководство Вооруженными силами Украины, другими военными формированиями и правоохранительными органами через Генеральный штаб Вооруженных сил Украины». В свою очередь, Генеральный штаб, в числе прочих полномочий, руководит ВСУ, организовывает деятельность военных администраций и командования видов Вооруженных сил Украины.

Закон вводит и новое для Украины понятие военной администрации – сегодня они называются военно-гражданскими администрациями и действуют в ряде районов Луганской и Донецкой областей. Итак, согласно закону военная администрация – временный государственный орган, который создается на территории действия военного положения для осуществления государственной власти и заменяет собой как выборные органы, так и их исполкомы. Решение о создании военных администраций принимает президент Украины. Президент по предложению Генерального штаба назначает начальника военной администрации, а структуру и штатное расписание таких органов утверждает начальник Генерального штаба. То есть, в данном случае мы вновь наблюдаем расширение полномочий президента.

Что касается Верховной Рады, то парламент работает в обычном сессионном режиме, разве что его полномочия не могут быть прекращены (как и полномочия президента) пока действует военное положение.

Во-первых, устанавливать усиленную охрану важнейших предприятий и объектов, ключевых для жизнедеятельности населения (т.е. ТЭЦ, газораспределительных станций, предприятий водоканала и т.д.) – перечень готовит и утверждает Кабинет министров. Во-вторых, вводить трудовую повинность для трудоспособных граждан – для участия в оборонительных работах, а также работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций (т.е. разрушений, повреждений и т.д.). Порядок привлечения граждан к таким работам разрабатывает и утверждает опять-таки Кабмин.

В-третьих, изменять режим работы предприятий или вообще перепрофилировать их деятельность и рабочих в интересах армии. В-четвертых, принудительно отчуждать частное или коммунальное имущество, а также имущество государственных предприятий – разве что в таком случае военные должны выдать владельцам соответствующий документ. Кстати, здесь мы видим один из минусов закона, так как авторы не определили ни наименование такого документа, ни его основные пункты, ни срок действия, вообще ничего. Будем надеяться, что данный пробел восполнит Кабинет министров Украины во главе с Арсением Яценюком, издав соответствующее постановление с детализацией всех вышеприведенных моментов. Иначе право принудительно отчуждать со старта превратится в узаконенный грабеж, когда люди в военной форме и с автоматом в руках будут «отчуждать» телевизоры, микроволновки, ноутбуки, автомобили и квартиры – в зависимости от того, что понравится.

В-пятых, военные получают полномочия ограничивать целый список конституционных прав граждан, начиная со свободы перемещения и свободы проживания. В частности, речь идет о таких полномочиях как:

- вводить комендантский час, специальный режим светомаскировки, а также в любое время и в любом месте проверять документы и обыскивать личные вещи, автомобили и жилье граждан (без решения суда, разрешения прокурора, вообще без какого-либо разрешительного документа);

- устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу перемещения, а также движение легковых и грузовых автомобилей, самолетов и поездов;

- запрещать без каких-либо объяснений мирные собрания и митинги, походы и демонстрации, другие массовые мероприятия (опять-таки, без решения суда или любого другого основания);

- инициировать вопрос о запрете политических партий и общественных организаций, если есть подозрения, что их деятельность направлена на ликвидацию независимости, изменение конституционного строя насильственным путем, незаконный захват государственной власти и т. п.;

- запрещать гражданам проживание на территории, где действует военное положение, а также право в приказном порядке требовать проживать по конкретному адресу (т.е., в случае введения военного положения для всей Украины – такое ограничение может устанавливаться для всех граждан по всей территории страны);

- запрещать торговлю алкоголем и другой продукцией, произведенной на основе спирта;

- устанавливать для обычных людей и юридических лиц т.н. «военно-квартирную повинность» - т.е. в принудительном порядке расселять солдат и офицеров, рядовых, офицеров и командный состав милиции по частным домам, квартирам, общежитиям и помещениям, принадлежащим заводам, фабрикам и другим предприятиям независимо от формы собственности;

- вводить нормирование на продажу продуктов, товаров, лекарств и медикаментов, а также проводить эвакуацию населения в случае возникновению угрозы для жизни и здоровья и т. п.

В-шестых, военное командование совместно с военными администрациями получает полномочия по своему усмотрению регулировать работу всех СМИ, полиграфических компаний, а также использовать мощности радиостанций и телекомпаний, полиграфических фирм и т. д. для потребностей армии и военных властей. Закон предоставляет военным полномочия запрещать гражданам слушать собственные радиоприемники, а также «передачу информации через компьютерные сети». В переводе на бытовой язык это означает запрет на пользование Интернетом, ведь простой заход в Facebook или на сайт «Одноклассники» с использованием логина и пароля подпадают под определение о передаче информации через сети.

Без выбора

В-седьмых, военное командование получает ряд полномочий, несвойственных для мирного времени. Речь идет о полномочиях репрессивного характера, в частности:

- право интернировать граждан иностранного государства, угрожающего нападением либо осуществляющего вооруженную агрессию против Украины – к примеру, правительство США во время Второй мировой войны заключило всех японцев на территории страны в специальные концлагеря;

- смещать с должности руководителей предприятий, учреждений и организаций «за ненадлежащее исполнение ими определенных этим законом обязанностей» и на свое усмотрение назначать на их место исполняющих обязанности. Опять-таки, закон не дает ответа на вопрос, кто будет решать в каждом конкретном случае, добросовестно директор ООО или государственного завода исполняет свои обязанности или нет. Поэтому есть риск, что отряды вооруженных молодцев налетят на самые прибыльные предприятия и в законном порядке «сместят с должности» их менеджеров и владельцев, чтобы передать в собственность новым хозяевам. Например, совладельцу группы «Приват» Игорю Коломойскому, любящему заняться рейдерством в свободное время.

Закон также определяет ряд аксиом на период действия военного положения. Во-первых, никто и ни на каких основаниях не может на период действия военного положения прекратить полномочия президента, Верховной Рады и Кабинета министров, а также Уполномоченного по правам человека, судов, милиции и прокуратуры (ст. 10). Во-вторых, на период военного положения запрещается вносить какие-либо изменения в Конституцию Украины, проводить выборы президента, Верховной Рады или местных советов, проводить всеукраинский или местный референдумы, также запрещаются забастовки, массовые собрания и массовые акции (ст. 19). Такие меры предлагаются для того, чтобы обеспечить устойчивость государственной власти и управления в условиях, когда Украина участвует в войне / на территории Украины проходят боевые действия. То есть, если представить гипотетически, то Порошенко может не отменять военное положение десять лет подряд. А, значит, Порошенко, Яценюк и компания на законных основаниях десять лет будут управлять Украиной как своим королевством.

Любое законотворчество всегда предполагает взаимосвязь между теорией и практикой. Власти Украины за без малого четверть века независимости на практике никогда не вводили военное положение. Поэтому соответствующее законодательство представляет собой теоретические, можно сказать, кабинетные разработки. А, значит, следует заранее быть готовыми к тому, что на практике возможны сбои в ходе применения норм закона. К примеру, закон предоставляет полномочия смещать с должности руководителей предприятий и учреждений «за ненадлежащее исполнение ими определенных этим законом обязанностей». Но так как авторы не прописали в тексте критерии, как определить и зафиксировать факт «ненадлежащего исполнения», то здесь возможны перегибы вплоть до произвола. Не говоря уже о намеренном злоупотреблении полномочиями с целью передела собственности.

И, наконец, как гласит народная мудрость, «Пока гром не грянет – мужик не перекрестится». Многие из украинцев, поддавшиеся кровавому угару и требующие продолжать войну в Донбассе, просто не представляют, что на самом деле означает военное положение. А когда такой простой украинец Иваненко или Петренко проснется однажды утром и обнаружит, что его квартиру занял для проживания взвод солдат, один его автомобиль солдаты разбили об столб, вторую машину забрали на нужды армии, а его самого вместе с детьми сейчас погонят копать траншеи вокруг особняка кого-то из олигархов, будет уже слишком поздно что-то исправить.