18+
  1. Суд обязал "Аэрофлот" снижать цены на билеты

Суд обязал "Аэрофлот" снижать цены на билеты

Суд обязал "Аэрофлот" снижать цены на билеты
«Аэрофлот» проиграл суд, требуя признать незаконным требование Федеральной антимонопольной службы (ФАС) снижать цену на авиабилеты за день до вылета. Неисполнение предписания сравнимо по цене с несколькими билетами бизнес-класса.

Арбитражный суд Москвы не удовлетворил иск "Аэрофлота", который требовал, чтобы предупреждение ФАС, предписывавшей снижать цену на авиабилеты за день до вылета, было признано незаконным. В ФАС это решение прокомментировать затруднились, сославшись на отсутствие информации по мотивировочной части решения. Представитель «Аэрофлота» также заявил, что дальнейшие действия компании-перевозчика будутт зависеть от мотивировочной части решения.

С предложением изменить существующую систему тарифообразования и снижать цены на билеты на 25% за день до вылета ФАС обратилась к занимающим на российском рынке доминирующее положение авиакомпаниям в марте. Свою инициативу ведомство объяснило заботой о пассажирах. В ответ на это перевозчики заявили, что подобные меры нанесу удар бизнесу и в конечном итоге станут причиной роста цен. В Минтрансе при этом отмечали, что рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5—3%, в связи с чем говорить о сверхдоходах нет никаких оснований.

Спустя месяц предложение ФАС превратилось в предписание, в котором в качестве крайнего срока изменения тарифов было установлено 15 мая. В ведомстве заявили, что признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в навязывании потребителям тарифов без учета динамики потребительского спроса. Ни одна из авиакомпаний требование надзорного ведомства не выполнила.

В ответ «Аэрофлот» отправил письмо в ФАС, объясняющее свою позицию, но не получил ответа. После этого в июне авиакомпания оспорила это требование в суде. Как пояснял тогда представитель компании, иск был подан не потому, что компания хочет воевать с ФАС, а потому, что с юридической точки зрения у перевозчика осталось только два пути: либо судиться, добиваясь отмены предписания ФАС, либо исполнять предписание и терпеть гигантские убытки. Одновременно с обращением в суд "Аэрофлот" приступил к подготовке PR-кампании в поддержку своей позиции, для этого было заказано исследование по совершенствованию антимонопольного регулирования в сфере авиаперевозок для ФАС и Минтранса.

Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявил, что возбуждение дел в отношении авиакомпаний, которые отказались снижать цены на "горящие" билеты, откладывается, из-за обращения в суд двух авиаперевозчиков, решивших оспорить предписание ведомства. Как отмечал Артемьев, за то время, пока будут идти разбирательства, ФАС организует широкое экспертное обсуждение политики ценообразования российских авиаперевозчиков, а также проведет консультации с Минтрансом. Вопрос ценообразования на авиабилеты ФАС также намеревается вынести на рассмотрение правительственной комиссии по развитию конкуренции, которою возглавляет первый вице-премьера Игорь Шувалов.

В компания "Трансаэро" считают, что вносить изменения менять в действующую систему тарифов гражданской авиации не требуется, поскольку фактически она соответствует предложениям ФАС нормативным актам Минтранса России, требованиям рынка и международной практике. Отметим, что перевозчик уже заявил, что не намерен оспаривать требование ФАС.

Существующая система продаж помогает авиакомпаниям получать прибыль от своей деятельности: дешевые билеты, которые мы продаем заранее менее обеспеченным слоям населения, компенсируются, когда билеты перед вылетом покупает аудитория, менее чувствительная к цене, указывал представитель«Ютэйр». Сотрудник еще одной крупной авиакомпании напоминал, что авиационный бизнес — низкомаржинальный и сезонный: в низкий сезон регулярные авиакомпании летают в убыток, а в высокий сезон компенсируют это. Летом выполнить требование ФАС фактически невозможно, потому что самолеты летают практически со 100%-ной загрузкой, отмечают участники рынка.

В случае неисполнения предписания ФАС может оштрафовать авиакомпанию на 300–500 тыс. руб. и выдать повторное предписание. Следующим шагом ФАС, по мнению экспертов, может стать возбуждение антимонопольного дела по признакам злоупотребления авиакомпанией доминирующим положением. При этом отмечается, что ситуация на рынке авиаперевозок ухудшилась с момента вынесения предупреждения, в связи с чем ФАС, возможно, смягчит свою позицию.