Арбитражный суд Москвы не удовлетворил иск "Аэрофлота", который требовал, чтобы предупреждение ФАС, предписывавшей снижать цену на авиабилеты за день до вылета, было признано незаконным. В ФАС это решение прокомментировать затруднились, сославшись на отсутствие информации по мотивировочной части решения. Представитель «Аэрофлота» также заявил, что дальнейшие действия компании-перевозчика будутт зависеть от мотивировочной части решения.
С предложением изменить существующую систему тарифообразования и снижать цены на билеты на 25% за день до вылета ФАС обратилась к занимающим на российском рынке доминирующее положение авиакомпаниям в марте. Свою инициативу ведомство объяснило заботой о пассажирах. В ответ на это перевозчики заявили, что подобные меры нанесу удар бизнесу и в конечном итоге станут причиной роста цен. В Минтрансе при этом отмечали, что рентабельность авиаперевозок и так лежит в пределах 1,5—3%, в связи с чем говорить о сверхдоходах нет никаких оснований.
Спустя месяц предложение ФАС превратилось в предписание, в котором в качестве крайнего срока изменения тарифов было установлено 15 мая. В ведомстве заявили, что признаки нарушения антимонопольного законодательства выразились в навязывании потребителям тарифов без учета динамики потребительского спроса. Ни одна из авиакомпаний требование надзорного ведомства не выполнила.
В ответ «Аэрофлот» отправил письмо в ФАС, объясняющее свою позицию, но не получил ответа. После этого в июне авиакомпания оспорила это требование в суде. Как пояснял тогда представитель компании, иск был подан не потому, что компания хочет воевать с ФАС, а потому, что с юридической точки зрения у перевозчика осталось только два пути: либо судиться, добиваясь отмены предписания ФАС, либо исполнять предписание и терпеть гигантские убытки. Одновременно с обращением в суд "Аэрофлот" приступил к подготовке PR-кампании в поддержку своей позиции, для этого было заказано исследование по совершенствованию антимонопольного регулирования в сфере авиаперевозок для ФАС и Минтранса.
Ранее глава ФАС Игорь Артемьев* заявил, что возбуждение дел в отношении авиакомпаний, которые отказались снижать цены на "горящие" билеты, откладывается, из-за обращения в суд двух авиаперевозчиков, решивших оспорить предписание ведомства. Как отмечал Артемьев, за то время, пока будут идти разбирательства, ФАС организует широкое экспертное обсуждение политики ценообразования российских авиаперевозчиков, а также проведет консультации с Минтрансом. Вопрос ценообразования на авиабилеты ФАС также намеревается вынести на рассмотрение правительственной комиссии по развитию конкуренции, которою возглавляет первый вице-премьера Игорь Шувалов.
В компания "Трансаэро" считают, что вносить изменения менять в действующую систему тарифов гражданской авиации не требуется, поскольку фактически она соответствует предложениям ФАС нормативным актам Минтранса России, требованиям рынка и международной практике. Отметим, что перевозчик уже заявил, что не намерен оспаривать требование ФАС.
Существующая система продаж помогает авиакомпаниям получать прибыль от своей деятельности: дешевые билеты, которые мы продаем заранее менее обеспеченным слоям населения, компенсируются, когда билеты перед вылетом покупает аудитория, менее чувствительная к цене, указывал представитель«Ютэйр». Сотрудник еще одной крупной авиакомпании напоминал, что авиационный бизнес — низкомаржинальный и сезонный: в низкий сезон регулярные авиакомпании летают в убыток, а в высокий сезон компенсируют это. Летом выполнить требование ФАС фактически невозможно, потому что самолеты летают практически со 100%-ной загрузкой, отмечают участники рынка.
В случае неисполнения предписания ФАС может оштрафовать авиакомпанию на 300–500 тыс. руб. и выдать повторное предписание. Следующим шагом ФАС, по мнению экспертов, может стать возбуждение антимонопольного дела по признакам злоупотребления авиакомпанией доминирующим положением. При этом отмечается, что ситуация на рынке авиаперевозок ухудшилась с момента вынесения предупреждения, в связи с чем ФАС, возможно, смягчит свою позицию.