Промышленно-торговое ведомство одобрило инициативу, предусматривающую введение нулевого налога на добавленную стоимость на все судоремонтные работы, выполненные на базе профильных предприятий, включительно с «Центром технологии судостроения и судоремонта». Как рассказали собеседники «КоммерсантЪ», тематический законопроект вскоре передадут на рассмотрение кабинета министров. Его подготовка ведется в рамках реализации поручения зампреда правительства Юрия Борисова о выработке комплекса мер, направленных на поддержку отечественного судостроения и сервисного обслуживания судов.
В пояснительной записке говорится, что до 2002 года НДС не начислялся на ремонты судов, ходящих под флагом России, которые осуществлялись в отечественных портах. Однако решением Высшего арбитражного суда такая практика была аннулирована. Нулевую ставку НДС тогда сохранили только для портового обслуживания и мелкого ремонта судов, а вот на все виды ремонтных работ этот налог стали начислять. Более того, указывают в Минпромторге, состоялось доначисление НДС на 2005-2007 годы, вследствие чего предприятия вынуждены были уплатить дополнительно 2,3 млрд рублей. После этого ремонты в отечественных доках стали невыгодными для судовладельцев, и последние стали направлять суда на плановый сервис на иностранные верфи.
В министерстве полагают, что отмена НДС позволит за два года увеличить пакет заказов российских судоремонтных предприятий на 40%. Спустя 6 лет объем заказов удвоится. В то же время, до конца 2021 года казна недополучит 4,4 млрд рублей, а к 2024 году – 6,3 млрд рублей. Однако дополнительные поступления ожидаются от роста налогов на прибыль и доходы физических лиц, трудоустроенных на судоремонтных предприятиях, а также страховых отчислений.
Не поддерживают подобный подход в Минфине. Там считают, что рост поступлений по другим налогам, сборам и платежам не следует рассматривать как компенсацию выпадающего НДС. В то же время, аналитики отмену налога для судоремонтных предприятий приветствуют. Руководитель агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров считает, что иначе российские верфи не станут конкурентоспособными: сегодня отремонтировать судно в Китае на 30% дешевле, чем в России.