Предприятие «Российский экологический оператор» (РЭО), курирующее мусорную реформу, привело данные, согласно которым в нашей стране работает 15,5 тыс. мусоровозов, из них 6,1 тыс. — отечественные КАМАЗы, 3,1 тыс. - МАЗы из Белоруссии, 1,5 тыс. - ГАЗы. С 2017 года компании потратили на импортные мусоровозы около 1,9 млрд. рублей, причем самый крупный оператор по работе с отходами в Московской области - «РТ-Инвест» за последние три года приобрел 700 единиц техники, половина из которых иностранного производства. Их стоимость - около 6 млн. рублей.
А вот в Астраханской и Ростовской областях с 2019 года закуплено 120 мусоровозов-«иностранцев». Больше всего европейской техники находится в Москве (54%) и Московской области (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). Машины для вывоза мусора закупались в ФРГ (Mercedes), Швеции (Scania и Volvo), Японии (Isuzu), а также в Италии. Сейчас эту технику в связи с известными обстоятельствами будут заменять белорусской, китайской и российской.
Средняя стоимость такого мусоровоза составляет 9,5 млн. рублей, а при обновлении автопарка до 2026 года эта покупка обойдется в 45 млрд. рублей. Однако при этом на 20% возрастет и количество самих мусоровозов по причине того, что импортные большегрузы поменяют на машины с меньшей грузоподъемностью. Соответственно, увеличится штат водителей и механиков.
Напомним, что такие специальные автомобили в России собирают на Мценском заводе коммунального машиностроения, а также Арзамасском заводе коммунального машиностроения (по 2 тыс. спецавтомобилей в год), на Ряжском авторемонтном заводе (2,2 тыс. в год), на предприятиях «Экомтех» (до 500 авто), «РГ-Техно» (450 штук), «Автобау» (180) и НТМ (120).
К сожалению, с начала 2022 года мусоровозы на базе КАМАЗа подорожали на 15-20%. Причина - ограничение поставок европейских деталей для навесного оборудования. Шасси КАМАЗа и МАЗа также стали дороже на 25%, правда, наблюдается тенденция к снижению цен.
Несмотря на то, что сервисное обслуживание наших мусоровозов и запчасти для них дешевле во много раз, эксплуатация импортных машин все равно выходит дешевле, потому как срок службы КАМАЗа примерно 3 года, а европейские машины служат до 10 лет.
Стоит заметить, что мусорные операторы часто брали транспорт в лизинг под 10-12%, но вслед за возросшей ключевой ставкой ЦБ до 20% увеличилась и его стоимость. Однако перекладывать на клиентов дополнительные расходы у компаний уже не получится, так как тарифы на утилизацию мусора регулирует Федеральная антимонопольная служба, поэтому цены на них не могут повышаться более чем на 5% в год.