Кризис российского турбизнеса ударил по иностранным компаниям Война на Украине, санкции Запада и девальвация рубля привели к обвальному падению выездного турпотока. По оценке Ассоциации туроператоров России (АТОР), в последнем, уже кризисном, квартале 2014 года объемы продаж в выездном туризме снизились на 40-50%.Статистика въезда россиян на территорию стран Шенгенского соглашения, обнародованная Европейской комиссией по туризму (ETC), подтверждает эти оценки: минус 15-55% по разным странам. При этом эксперты ETC полагают, что кризис отрасли будет затяжным, во всяком случае, в 2015 году роста не предвидится.
Начало кризиса на российском рынке ознаменовалось серией громких банкротств –«Нева», «Лабиринт», «Южный Крест»,– что основательно подорвало доверие россиян к турбизнесу. Резко иссякший турпоток поставил на грань выживания не только наших туроператоров, но и их зарубежных партнеров – так называемых гритеров (от англ. greet –встречать, приветствовать), или «принимашек» на туристическом сленге. Многие из этих компаний были вынуждены срочно изменить стратегию и структуру бизнеса, а некоторые – просто ушли с рынка
Первым и, пожалуй, самым громким сигналом стало банкротство Alkan Group – бывшего партнера Tez Tour. Проблемы Alkan грозили серьезно подпортить репутацию российскому туроператору, но, к чести руководителей «Теза», они сумели довольно быстро развеять нехорошие слухи – как заявлениями в прессе, так и конкретными действиями. Оператор оптимизировал расходы, сократил ряд низкорентабельных направлений, адаптировав предложение к спросу, и при этом остался лидером на таких «выживших» маршрутах, как Египет и Турция. Новым принимающим партнером Tez Tour на турецком направлении стал холдинг Kilit Global Tourism, который, в силу частичной аффилированности с турецкими активами «Теза», можно назвать собственной принимающей структурой туроператора.
Придав широкой публичной огласке историю с Alkan Group, Tez Tour избежал серьезных репутационных и экономических последствий для себя самого. Попытки же скрыть проблемы «принимашек» приводят, как показывает практика, к обратному результату. Яркий пример – ситуация в компании «Меридиан Экспресс Холидейз», считавшейся некогда одним из основных российских туроператоров по Великобритании.
Еще в конце прошлого года британские отельеры, в частности, менеджеры гостиничной сети Jurys Inn, получили письма-уведомления о ликвидации туроператорской компании Camelot Tours. Эта фирма, зарегистрированная в Лондоне, долгое время выполняла функции принимающего партнера российской компании «Меридиан Экспресс Холидейз». Кроме указанных писем, никаких публичных извещений опубликовано не было – ни на сайте «Камелота», ни на сайте «Меридиана».
Но, как известно, шила в сети не утаишь, и уже в начале января доступ к веб-сайту компании Camelot Tours был закрыт хостером, а в правительственном реестре юридических лиц Великобритании напротив названия фирмы появилась красноречивая строчка «in liquidation» – в процессе ликвидации. По информации владельцев гостиниц, просивших сохранить анонимность до завершения судебных разбирательств, фирма закрылась с немалыми долгами по размещению, ранее предоставленному туристам «Меридан Экспресса». В московском офисе туроператора ситуацию никак не комментируют, сообщая лишь, что российских туристов в Лондоне теперь встречает «другой партнер». На туристических форумах уже «засветилось» имя этого партнера – неизвестной доселе компании Univida Travel Ltd., совсем недавно – 3 февраля 2015 года. При этом посетителям своего сайта эта фирма сообщает, что имеет 10-летний опыт работы на рынке туристических и транспортно-экскурсионных услуг. Столь странная череда совпадений и нестыковок позволяет с высокой долей вероятности предположить, что под вывеской Univida Travel работают те же самые люди, которые трудились в закрывшемся «Камелоте».
Интриги с «принимашками», судя по всему, стали зеркальным отражением ситуации в самом «Меридиане». Достаточно заметить, что на известном сайте вакансий Headhunter.ru сейчас опубликовано более 40 резюме сотрудников, настоящим или бывшим местом работы которых указано ООО «Меридиан Экспресс Холидейз» (при том, что весь штат компании в начале 2014 года насчитывал порядка 80 человек). А о существенном снижении операционной активности туроператора можно было судить по его стенду на прошедшей выставке MITT – главном предсезонном смотре выездного туризма. Более чем скромную экспозицию «Меридиана» время от времени представлял всего один сотрудник.
Теряя российских туристов, зарубежные принимающие компании пытаются переориентироваться на другие направления – как географические, так и продуктовые. Например, кардинальным изменениям подвергся бизнес Beleon Tours – крупнейшего туроператора Греции, основным российским партнером которого была компания «Библио Глобус». В октябре прошлого года президент Beleon Tours Леонидас Димитриадис заявил: компания отходит от массового туризма и переключается на «штучный» турпродукт. На московской выставке MITT Beleon уже позиционировал себя как туроператор, специализирующийся «на организации индивидуальных туров, корпоративных мероприятий, свадебных церемоний, VIP-обслуживании». По признанию, г-на Димитриадиса, «за все время своего существования Beleon Tours принял 1,1 млн туристов из России и стран СНГ». Однако в 2014 году въездной поток, по его словам, снизился на 30 процентов. «Мы отказываемся от огромных рисков, – сказал президент Beleon Tours. –Учитывая, что по нашим прогнозам российский туристический рынок будет оставаться крайне нестабильным, мы не готовы кредитовать туроператоров».
Некоторые гритеры, потеряв доверие к российским партнерам, пытаются вести в России самостоятельную игру. Так, известная принимающая компания «Картаж Плюс» из Туниса, пострадавшая в прошлом году от банкротства российской турфирмы «Премьер» (и. надо сказать, многое сделавшая для возвращения застрявших туристов), вышла на MITT как самостоятельный «выездной» туроператор. Для этого под «материнским» брендом были созданы несколько российских турфирм, которые предложили рынку более двух десятков популярных направлений.
Очевидно, что российский кризис становится все более ощутимой проблемой для мирового турбизнеса. На пороге летнего сезона эта проблема стала одной из самых обсуждаемых в зарубежной прессе и бизнес-сообществах. И если информацию о финансовом положении российского туроператора удается получить далеко не всегда, то состояние зарубежной принимающей компании может служить достаточно точным индикатором его здоровья.