Причем, по мнению некоторых наблюдателей, руками Навального часть руководителей авиакомпании, вероятно, надеется избавиться от «пережитка» Игоря Левитина в лице нескольких топ-менеджеров «Аэрофлота», контролирующих интересы главы Минтранса.
Бизнесмен Александр Лебедев, через НРБ владеющий около 15% «Аэрофлота», назвал имена трех кандидатов в совет директоров крупнейшей российской авиакомпании. Самой неожиданной стала кандидатура основателя проекта «РосПил», известного блогера и непримиримого борца с коррупцией в госкомпаниях Алексея Навального*. Свое решение Александр Лебедев объяснил желанием улучшить корпоративное управление «Аэрофлотом».
«В случае избрания у Навального появится гораздо более широкий доступ к информации, и в результате борьба с коррупцией станет еще более эффективной, - заявил Лебедев в интервью Forbes.Ru. - Мне кажется, его выдвижение соответствует интересам всех сторон: и государства как акционера, и самого совета, и менеджмента, и миноритариев, и стратегии развития «Аэрофлота». Все очень просто – чем прозрачнее и эффективнее работает компания, тем лучше всем».
Сам Навальный уже дал согласие на свое выдвижение. «В случае избрания я буду независимым директором, — сообщил блогер «Ведомостям». — Я уже имею представление о том, чем буду заниматься: сконцентрируюсь на процедурах корпоративного управления, антикоррупционной деятельности. Это «Аэрофлоту» сейчас необходимо».
Отношение наблюдателей к этому выдвижению крайне неоднозначное. По мнению генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, помимо политического «хулиганства» в этом решении нет ничего. «Александр Лебедев, известный своими экстравагантными выходками и предложениями после того, как ему было отказано в участии в формировании ОАК (Объединенная авиастроительная корпорация – ред.) несколько обижен на власти и теперь делает все для того, чтобы уязвить их, - заявил политолог «Веку». - Это предложение вызовет в Кремле раздражение, понятно, что именно на это рассчитывает Александр Евгеньевич».
Глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов уверен, что даже если Навальный войдет в СД «Аэрофлота», ничего от этого не изменится. «Думаю, все его общение с Савельевым (Виталий Савельев – генеральный директор «Аэрофлота» - ред.) сведется к уровню «сам дурак». Что, до Навального не было публикаций о коррупции в «Аэрофлоте?»».
Однако Александр Лебедев, видимо, решил бороться с «коррупционной» политикой руководства авиакомпании именно руками независимых директоров. Помимо Навального он рассчитывает сохранить в СД «Аэрофлота» место за Сергеем Алексашенко***, который отметился критикой Виталия Савельева из-за того, что руководство перевозчика отказалось предоставить ему запрошенную информацию о том, на какие цели «Аэрофлот» тратит часть поступающих пролетных денег (по оценкам экспертов, их сумма составляет более $300 млн.). Алексашенко даже публично требовал увольнения господина Савельева на основании того, что тот скрыл ряд финансовых данных, правда, ни к чему эти требования не привели.
По словам Лебедева, к решению выдвинуть в СД обоих кандидатов его подвигла череда скандалов вокруг «Аэрофлота». К компании много вопросов, говорит бизнесмен. Например, подозрение в аффилированности ее менеджеров с контрагентами, распределение роялти, которым уже заинтересовалась Счетная палата.
О многих скандалах российской авиакомпании в последнее время упоминали и СМИ. На днях «Век» писал о том, что туристическая компания из Лос-Анджелеса RivieraTravel&Tours (ранее обладавшая эксклюзивным правом на оптовую продажу билетов на рейсы «Аэрофлота» в США) обратилась в суд, обвиняя авиаперевозчика в вымогательстве взяток. И если до этого «Аэрофлот», по сути, «отмечался» скандалами на родной территории, то этот случай явно нанес российскому авиаперевозчику значительный репутационный ущерб как в США, так и в Европе.
Пополнился и «черный список топ-менеджеров» «Аэрофлота», куда СМИ занесли заместителя генерального директора по коммерции Андрея Калмыкова. По данным The Moscow Post, именно из-за него произошло приостановление работы компании «Ланта-тур вояж», повлекшее за собой появление проблем у тысяч российских туристов. Менеджеры туроператора заявили, что заместитель генерального директора по коммерции «Аэрофлота» Андрей Калмыков руководствовался личными целями: «Устранить конкурентов с рынка и «очистить» дорогу для «семейной» компании «Санрайз».
Издание отмечает, что «Санрайз тур» на 99% принадлежит «Санрайз эссет менеджмент», которая, в свою очередь, на паритетной основе принадлежит Оксане и Евгении Калмыковым (супруге и матери Андрея Калмыкова).
Ранее на «Аэрофлот» жаловался и гендиректор одного из лидеров туристического рынка — компании Tez tour Владимир Каганер. В письме помощнику президента Аркадию Дворковичу он писал, что с приходом в «Аэрофлот» заместителя генерального директора по коммерции Калмыкова ситуация в области сотрудничества с туроператорами «изменилась в отрицательную сторону». В частности, «Аэрофлот» стал давать преференции «избранным туроператорам» - таким, как «Пегас туристик» и «Санрайз».
Правда, никакого серьезного расследования указанных обстоятельств проведено так и не было. Представители «Аэрофлота» лишь заявили, что внутренние проверки в компании никаких нарушений не выявили (кто бы сомневался?).
В качестве последнего аккорда - недавнее расследование «Новой газеты» о том, как топ-менеджеры «Аэрофлота» и аэропорта «Шереметьево» на протяжении нескольких лет зарабатывали миллиарды «на топливе» и за счет пассажиров, постоянно увеличивая стоимость билетов. По мнению представителей налоговых органов, при поставках керосина в «Шереметьево» была реализована схема, при которой авиатопливо перепродавалось от одной однодневки к другой — это позволяло поставщикам уходить от налогов и завышать цены. Разница между реальной ценой авиакеросина и накрученной выводилась в оффшоры или обналичивалась.
В 2008 году причинами топливных кризисов и деятельностью «серых» посредников заинтересовались в Генеральной прокуратуре, ФАС, налоговых органах и Росфинмониторинге. Расследование показало, что с 2003 по 2008 годы большую часть авиакеросина (в отдельные периоды до 90% от общего объема) для нужд аэропорта «Шереметьево» поставляли не известные на рынке нефтяные компании, а некие фирмы ООО «Стэнойл» и ООО «Промокон». Налоговики также выяснили: в 2006—2007 годах (именно этот период охватывала их проверка) фирмы «Стэнойл» и «Промокон», в свою очередь, получали топливо не напрямую от нефтяных компаний, а от нескольких звеньев фирм-однодневок, что позволило им не заплатить более 1 млрд. рублей налогов, а также завышать стоимость топлива на 10—20%, отмечает «Новая».
Как стало известно изданию, представители нефтяных компаний говорили, что «именно руководители ЗАО «ТЗК Шереметьево» предлагали заключать контракты с сомнительными посредниками. «Руководители нефтяных компаний… пояснили, что всегда были готовы к заключению прямых договоров поставки с ЗАО «ТЗК Шереметьево», о чем неоднократно соответствующими письмами уведомляли ЗАО «ТЗК Шереметьево», однако на данные письма были получены отказы со ссылкой на заключенные договоры поставки с ООО «Промокон» и ООО «Стэнойл»», говорится в документах расследования.
Выявленные в ходе проверок обстоятельства привели к возбуждению уголовного дела № 145526, которое в настоящее время находится в производстве Следственного департамента МВД. Но и на этом точка в истории с поставками топлива по «комиссионной схеме», похоже, не поставлена.
«Однако в том же 2009 году в ежеквартальном отчете «Аэрофлота» (он потребляет большую часть поставляемого в аэропорт топлива) наряду с известными поставщиками появилось и некое ООО «Аэротек». Как сказано в отчете авиакомпании, «Аэротек» поставила в третьем квартале 2009 года 24% топлива для «Аэрофлота» (для сравнения: доля «ЛУКОЙЛ-Аэро» в тот же период была только 20%). Выручка «Аэротека» за 2009 год, согласно базе данных СКРИН, составила чуть менее 6,5 млрд рублей. «Аэротек» поставляла топливо для «Аэрофлота» как минимум до конца 2011 года. Что это за компания?», - задается вопросом газета.
По данным ЕГРЮЛ, директор «Аэротека» Ростислав Якименко – тот же самый человек, который трудился в вышеназванном ООО «Промокон». А учредитель «Аэротека» Эдуард Рыжов - уроженец того же города Железногорска Курской области, откуда родом руководители фирм, снабжавших «Шереметьево» топливом с 2001 по 2008 год. По всей видимости, это те же самые люди, которые «зарекомендовали себя» в скандальной истории с поставками топлива по завышенной цене?
По словам представителя «Аэрофлота» Ирины Данненберг, «с 2009 года в «Аэрофлоте» введена открытая конкурсная процедура приобретения керосина у любых поставщиков в «Шереметьево», которые предлагают максимально выгодные для нас условия». При этом она подчеркивает, что уже в нынешнем году «весь объем топлива на 2012 год законтрактован у трех известных поставщиков (дочек «Роснефти», «Газпром нефти» и ТНК), других поставщиков в 2012 году у «Аэрофлота» нет».
По мнению транспортных аналитиков, фирмы-однодневки были, есть и, видимо, будут составной частью нынешнего экономического процесса, происходящего, в том числе и в «Аэрофлоте». «Фирма-однодневка, как известно, является частью бонуса тем, кто держит эту экономику, - говорит Алексей Безбородов. - И этот бонус, как закладка, давно уже заложен в каждую экономическую структуру нашей страны на протяжении последних 15 лет. Естественно, это коррупционная схема, ведь выводится, как минимум, НДС. И сколько бы об этом ни говорили – ничего не меняется. Сегодня выявят одну однодневку, завтра в процесс включат другую».
Вызывает недоумение то, что, находясь в ореоле коррупционных скандалов, вышедших даже за российские границы, руководство «Аэрофлота» умудряется еще как-то решать важнейшие стратегические задачи, поставленные перед авиакомпанией. Ведь, по словам главного редактора журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексея Синицкого, «Аэрофлоту» предстоит решить, например, реструктуризационные вопросы, связанные с поглощением тех авиакомпаний, которые ему достались, чтобы это работало как единый механизм.
«Вторая задача – это экономические изменения, поскольку совершенно понятно, что существующая система коммерческих соглашений с иностранными перевозчиками, по которым «Аэрофлот» получает компенсационные платежи за транссибирские маршруты, как можно ожидать, в ближайшие годы как-то изменится. Также поставлены амбициозные задачи по экспансии российской компании, интенсивно расширяется авиапарк и это тоже требует поиска новых направлений, новых пассажиров и так далее», - сообщил эксперт «Веку».
Некоторые наблюдатели считают, что в самом «Аэрофлоте» не первый день ведется серьезная «подковерная» борьба, которая как раз и объясняет иные перекосы в деятельности компании. Не исключено, что после того, как в июне 2011 года министр транспорта Игорь Левитин покинул кресло председателя совета директоров авиаперевозчика, там остались люди, представляющие его интересы.
И теперь эти интересы столкнулись с противодействием той части топ-менеджеров «Аэрофлота», которая не хочет решать вопросы так, как привыкли ставленники Левитина, среди которых, к слову называют и самого Виталия Савельева. Тут уж, видимо, вся надежда на основного акционера в лице государства, способного прекратить политику, при которой наносится все больший репутационный и финансовый ущерб крупнейшему российскому перевозчику.
Неутешительны по этому поводу прогнозы Алексея Мухина: «Серьезная информационная атака на Савельева ведется уже не первый месяц, но все это время он удерживает свою должность, - отмечает политолог. - Понятно, что деятельность руководства «Аэрофлота» рассматривается «под лупой», с целью найти основания для кадровых перемещений. Но если основной акционер компании по прежнему доверяет господину Савельеву – он и останется на своем посту. Некоторая информация, которой я владею, подсказывает, что Виталий Геннадьевич в своем кресле пока удержится».
Впрочем, не исключено, что порядок в авиакомпании все же сможет навести тот самый Алексей Навальный, которого активно продвигает сейчас бизнесмен Лебедев. Возможно, «нелевитинская» часть руководства «Аэрофлота» даже с удовольствием примет в свои ряды известного блогера, рассчитывая его руками вычистить «авгиевы конюшни» коррупции в компании. Правда, как полагает независимый политолог Игорь Джадан, для Навального место одного из нескольких независимых директоров - существенное снижение планки.
«Очевидно, что его потенциал - большая российская политика, но если он замкнется на решении коррупционных проблем одной, даже самой крупной авиакомпании, этот потенциал не будет использован даже на треть, - убежден эксперт. - В итоге потеряет Россия, так как именно общество в целом более всего заинтересовано в том, чтобы наиболее честные и пользующиеся наибольшим доверием его представители занимали наиболее влиятельные должности. Другое дело, если Навальный рассматривает эту позицию, как «трамплин», если он ожидает, что это поможет ему приобрести вес не только в среде блогеров и уличных протестантов, но и в кругах российской экономической элиты. Но тогда не стоит всерьез рассчитывать на то, что у него останется время на наведение порядка в «Аэрофлоте», учитывая масштабы ближайших политических задач».
Не исключено, однако, что появление непримиримого борца с коррупцией Алексея Навального на пару с Сергеем Алексашенко в составе СД «Аэрофлота» если и не сделает компанию одной из самых «прозрачных» в России, то, как минимум, отравит жизнь господину Савельеву сотоварищи. Ведь для них это явно не самое приятное соседство.
Для справки: «Аэрофлот» - крупнейший российский авиаперевозчик, член глобального авиационного альянса SkyTeam, базируется в московском международном аэропорту "Шереметьево". Маршрутная сеть авиакомпании насчитывает более 900 пунктов в 173 странах. Основным акционером "Аэрофлота" является государство в лице Росимущества (51,17%), около 15% акций владеет бизнесмен Александр Лебедев, 3,55% - госкорпорация «Ростехнологии».